Что важно знать о прикладном анализе поведения (Applied Behavior Analysis, или ABA)?

 

 

Определение: ABA – это научный подход, в рамках которого изучается влияние внешних факторов на социально значимое поведение человека и разрабатываются практические методы изменения (модификации) поведения.

(Cooper, Heron, Heward. Applied Behavior Analysis).

История развития АВА-терапии:

  • 1938 Б. Ф. Скиннер « Поведение организмов»; 1953 «Наука и поведение человека»;  1957 «Вербальное поведение».

  • 1960е в Вашингтонском университете формируется группа учёных, исследующих применение принципов бихевиоризма в прикладном аспекте (Вольф, Бэр, Ризли и др). В эту группу входит и молодой американец норвежского происхождения Ивар Ловаас.

  • 1968 Вольф, Бэр, Ризли, статья «Характеристики прикладного анализа поведения» («Some current dimensions of Applied Behavior Analysis”) – «золотой стандарт» определения ПАП. Основание «Журнала прикладного анализа поведения» - Journal of Applied Behavior Analysis, JABA.

  • 1970-е-80-е Ивар Ловаас исследует применение ПАП в отношении людей с нарушениями развития, разрабатывает метод отдельных блоков как способ научения важным навыкам. 1981 – выходит «Книга Я» (The Me Book) – применение ПАП в обучении детей с нарушением развития.

  • 1987 Публикация исследования Ивара Ловааса, проведённого в университете UCLA. 9 из 19 детей – «неотличимы от сверстников» в результате интенсивного поведенческого вмешательства.

  • 1993 г. Публикация книги Кэтрин Морис «Услышать голос твой» (Let me hear your voice) – история полной абилитации двух детей с аутизмом с помощью интенсивного поведенческого вмешательства на основе «метода Ловааса»

«Мой бывший учитель (профессор Ben McKeever, Вашингтонский университет) разделил исследователей на две группы: проходчики шахт и строители пирамид. Проходчик шахты работает в относительной изоляции, двигаясь от одной площади к другой, проходя ствол в надежде, что найдет скважину знаний. Когда это происходит, одновременно решается много проблем. С другой стороны, строитель пирамиды чувствует, что лучше всего знание приобрести могут несколько человек, работающих вместе…. Он может не знать, как будет выглядеть пирамида в конце, но у него есть общее представление в начале работы.

Психопатологи и теоретики личности и подобные им являлись бы "проходчиками шахт", бихевиористы же - "строителями пирамид". Пока что проходчики не нашли нефть. Бихевиористы в более выгодном положении; основание строящейся пирамиды более существенно и обнадеживающе, чем высохший колодец. В будущем, возможно, появится успешный "проходчик шахт".  … В любом случае нет предварительного правильного или неправильного способа выдвигать гипотезы о природе. Извиняюсь перед всеми потенциальными проходчиками шахт». (И. Ловаас. «Книга Я»)

Ивар Ловаас

«Книга Я»

(The ME book)

Оле Ивар Ловаас

1927-2010

Ключевые концепции и понятия прикладного анализа поведения:

  • мотивация,

  • стимульный контроль,

  • генерализация,

  • функция поведения…

  • и другие

Но, пожалуй, самая главная концепция в рамках ABA – это… подкрепление.

Подкрепление следует за поведением и повышает его частоту в будущем. 

 

Подкрепление – это не взятка. ABA – это не «алфавит за конфетку»

 

Формирование ценности социальных подкреплений

«Безусловно, подкрепление должно соответствовать уровню развития воспитанника и быть понятным ему; иначе оно будет неэффективным. В то же время, по мере развития ребёнка в ходе обучения, подкрепление должно по возможности эволюционировать в сторону традиционных форм мотивации, используемых при обучении детей с типичным развитием (то есть войти в социально принятую структуру деятельности), без этого структура деятельности не может стать ни достаточно стабильной, ни социально приемлемой» (С.А. Морозов, «Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра», М, 2014, с. 202).

Правила предоставления подкреплений

«Не используйте подкрепление как взятку! Не позволяйте ребёнку привыкать к тому, чтобы он слышал перед выполнением задания обещание, что он за это заработает. Если начинается нежелательное поведение - не обещайте в этот момент подкрепление, чтобы прекратить поведение. Взятка - чрезвычайно искушающая стратегия. В короткой перспективе она выглядит эффективной. Однако в долгосрочной перспективе это приводит к проблемам. .. Предпочтительнее объявлять о подкреплении ПОСЛЕ того, как желательное поведение случилось. Это делает подкрепление более неожиданным, а значит более эффективным. Если же вы постоянно используете стратегию "если - тогда", то результат (получение награды) становится важнее, чем процесс. .... "Если ты перестанешь кричать, а я дам тебе лимонад". В таком случае ребёнок слушает вас только из-за обещанной награды, а не потому что он ребёнок и просто должен слушаться. В такой ситуации мы полагаемся на внешнюю награду. И шансы, что ребёнок захочет сам поступать правильно, уменьшаются» (Leaf, McEachin, Work in Progress, c.33)

«Метод Ловааса» - так долгое время называли ABA-терапию

Исследование проводилось в 80-е годы в Университете Калифорнии в Лос-Анджелесе (UCLA) на грант Национального института ментального здоровья (NIMH)

 

Результаты опубликованы в 1987 г. в рецензируемом научном «Журнале консультирования и клинической психологии».

 

47% детей с аутизмом (9 из 19)  в результате интенсивной ABA-терапии (не менее 40 часов в неделю в течение двух и более лет без каникул и выходных) стали «неотличимы от сверстников» (indistinguishable) к школьному возрасту: успешно переходили из класса в класс, имели нормальный уровень интеллекта (94-120 баллов IQ). Равенство стартовых условий и степени нарушения в контрольной и экспериментальной группе тщательно соблюдалось.

«Родителям не стоит предпринимать интенсивное поведенческое вмешательство, если «выздоровление» является единственно приемлемым результатом. Очевидно, что каждый родитель хочет, чтобы ребёнок в итоге не отличался от сверстников. Но цель надо сформулировать так: ребёнок в итоге должен полностью реализовать свой потенциал, каков бы он ни был. Цельтесь высоко, но знайте, что цель, возможно, не будет достигнута. У ребёнка могут сохраняться поведенческие признаки аутизма, но, тем не менее, ABA является лучшим способом улучшить навыки ребёнка и повысить качество его жизни. 8 детей [из исследования UCLA 1987 г.] , которые были отнесены к группе «средних результатов терапии», выиграли от интенсивного поведенческого вмешательства и развивались значительно лучше, чем если бы ABA-терапии в их жизни не было. Даже двое детей, у которых так и не удалось развить речь, имели гораздо более высокое качество жизни, чем если бы не получали терапию».

(Источник: Autism Partnership, “Recovery from Autism”)