IMGL0223.JPG

Ресурсный класс

Ресурсный класс с применением методов на основе прикладного анализа поведения – это образовательная модель, при реализации которой дети с РАС могут заниматься по специальной адаптированной программе и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут, включая план коррекции поведения, при участии специалистов. Ученики с РАС посещают часть уроков в ресурсном классе, а часть – вместе со своими одноклассниками в общеобразовательном классе.

В 2015 году было издано методическое руководство  «Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности для детей с аутизмом в общеобразовательной школе», после чего классы и группы стали создаваться в разных регионах страны по инициативе родителей детей с РАС.  

Модель рекомендована Министерством просвещения РФ (письмо Письмо Министерства образования и науки РФ №ТС-267/07 от 07.07.2017 г.) для обучения детей с РАС:


«Позволяет организовать обучение, соответствующее потребностям каждого ученика, в наименее ограничивающей среде».

Уроки для детей с РАС в дистанционном формате

Записи занятий специалистов ресурсных классов

Эти материалы созданы в помощь родителям и специалистам, которые столкнулись с необходимостью организации дистанционного обучения. Мы будем делиться своими разработками по организации и проведению групповых и индивидуальных занятий для детей с аутизмом, обучающихся в начальной школе по программам 8.2 и 8.3.
Записи уроков доступны на youtube-каналах по ссылкам.

Модель ресурсного класса эффективна, благодаря:

сочетанию, в зависимости от потребностей и возможностей, инклюзивного образования и индивидуального обучения


индивидуальному определению интенсивности поддержки в рамках индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка с учетом его потребностей и возможностей

индивидуальному сопровождению каждого ребенка тьютором во всем учебном процессе


использованию в работе учебных материалов, адаптированных в соответствии с индивидуальной программой ребенка

инклюзии – включению детей с ОВЗ в систему общего образования, что способствует их развитию в естественной среде

организация структурированной обучающей среды, адаптированной к потребностям ребенка


применению методов прикладного поведенческого анализа (АВА-терапии)


включению всех участников образовательного процесса (учителя, дети, родители, нормотипичные сверстники и их родители, администрация школы)

скоординированной работе учителей регулярных и ресурсных классов, тьюторов, логопедов, психологов, учителей физкультуры и музыки, педагогов дополнительного образования, поведенческих специалистов, методистов по инклюзии

Прикладной анализ поведения -

имеет научно доказанную степень эффективности при работе с детьми с РАС.

Прикладной анализ поведения (или ABA – Applied BehaviorAnalysis) – прикладная научная дисциплина, целью которой является изменение и улучшение социально-значимого поведения любого человека. Достижение этой цели происходит с помощью определения факторов, которые воздействуют на это поведение и применения стратегий, которые опираются на научные принципы и законы формирования поведения.

«У ребёнка могут сохраняться поведенческие признаки аутизма, но, тем не менее, ABA является лучшим способом улучшить навыки ребёнка и повысить качество его жизни.» 

(Источник: Autism Partnership, “Recovery from Autism”)

«Такие вмешательства (на основе ПАП) эффективнее (по целому ряду исходов), чем малоинтенсивные и эклектические (не на основе ПАП)».

(Из метаисследования эффективности применяемых методик по работе с детьми с РАС  - Therapies for children with ASD: Behavioral interventions update. Comparative Effectiveness Review №137 (2014)

DSCF1826.JPG

Ресурсный класс – это модель, реализуемая в тесном сотрудничестве  с государственной системой образования.  На сегодняшний день общий объем дополнительных расходов на организацию обучения одного ребенка в рамках модели «Ресурсный класс» и «Ресурсная группа» составляет около 1 млн. рублей в первый учебный год.

В настоящее время в России есть только один регион, где модель «Ресурсный класс» и «Ресурсная группа» на базе прикладного анализа поведения полностью интегрирована в систему образования и практически в полном объеме финансируется за счет бюджетных средств - это Воронежская область. 


На достижение такого результата потребовалось около пяти лет при поддержке администрации региона.


В других регионах модель «Ресурсный класс» и «Ресурсная группа» в настоящее время может финансироваться государством в объеме до 75% от объема дополнительных расходов на организацию обучения в рамках модели (Москва, Новосибирск, Санкт-Петербург - финансируются ставки учителя и тьюторов, оснащение ресурсного класса (зоны индивидуальных и групповых занятий, зона сенсорной разгрузки, Белгородская область – дополнительно финансируются ставки кураторов).

Новости и публикации

72714014_615435135659159_582239425500754

Завершилась диагностика детей, обучающихся в рамках модели «Ресурсный класс» на начало учебного года.

69526870_583670525502287_529649807966548

Начался обучающий курс для тьюторов

14 октября 2019

Все результаты собраны, данные проанализированы, дети получили скорректированные образовательные маршруты на текущий учебный год с новыми целями.
Дети с нарушениями речи или интеллекта были протестированы по методике ABLLS-R®.

25 августа 2019

Каждый год, начиная с 2016 года, в августе проходит обучение специалистов, которые делают первые шаги в профессии тьютора. Педагоги получают базовые знания о законах поведения, в том числе вербального и невербального, учатся формировать поведение, изменять его и предотвращать нежелательное, изучают инструменты альтернативной и вспомогательной коммуникации. Большой блок посвящен адаптации материалов, формированию социальных навыков и этическим аспектам. Особое внимание уделяется особенностям работы с детьми с РАС в условиях инклюзивной образовательной модели и функциональным обязанностям каждого из членов команды.

69307978_587052225164117_279123752699035

Начало нового учебного года

72603695_618415642027775_486118769521852

Начала свою работу вторая коммуникативная группа для детей 1-2 классов!

01 сентября 2019

Сегодня был насыщенный день – общая линейка, знакомство с новыми классами, встреча с любимыми учителями и подросшими за лето одноклассниками, после чего дети из ресурсных классов собрались вместе для сенсорной передышки и совместного творчества, а заодно вспомнили немного подзабытые за лето учебные навыки.

18 октября 2019

Коммуникативная группа – это формат занятия, в котором дети с РАС и их нормотипичные одноклассники могут пообщаться друг с другом на внеурочные и интересные для всех темы. На каждой встрече присутствует один-два ребенка с РАС и их сверстники, которые с большим удовольствием приходят в ресурсную зону и участвуют в совместной беседе.

72687653_624477034754969_767768161418425

Зачем нужен урок доброты?

75398153_644013816134624_451595045866517

МНОГИМ ЛЮБОПЫТНО КАКОВА ПРОФЕССИЯ ТЬЮТОРА ИЗНУТРИ? ЧТО ПОДВОДИТ ЧЕЛОВЕКА К ЭТОМУ ПУТИ? ЧТО ВДОХНОВЛЯЕТ ЕГО В РАБОТЕ? ЧТО НЕ НРАВИТСЯ?

25 октября 2019

Еще в недавнем прошлом люди с физическими или ментальными особенностями находились как бы в параллельном мире – обучались в отдельных школах, проводили большую часть времени время дома или находились в специальных интернатах. В условиях инклюзивного образования все больше нормотипичных детей приобретают опыт общения со своими сверстниками с особенностями. Как общаться с такими детьми, как предложить помощь, можно ли с ними дружить, почему они рядом – все эти вопросы обсуждаются в рамках уроков доброты. Главная мысль каждого урока – дети с особенностями это такие же дети, у них те же эмоции, мечты и желания.

19 ноября 2019

На эти вопросы мы попытались ответить вместе с замечательным профессиональным тьютором Верой, участником команды специалистов ресурсных классов Школы 1367 г.Москвы, которая уже более пяти лет помогает детям с РАС обрести уверенность в себе, наставляет и обучает.

78934875_666421207227218_195200278136776

ИНТЕРЕСНО, КАКОЙ СВОЮ ПРОФЕССИЮ ВИДИТ САМ ТЬЮТОР? КАКИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ ОН НАХОДИТ В СВОЕЙ ПРОФЕССИИ? ЧТО ПОДДЕРЖИВАЕТ ЕГО НА ЭТОМ ПУТИ?

82522213_685377391998266_266243096815704

Учитель ресурсного класса, кто он?

16 декабря 2019

Мы продолжаем серию публикаций, в которых специалисты делятся своими впечатлениями от работы с детьми с РАС в условиях модели "Ресурсный класс".

Все эти актуальные вопросы мы адресовали тьютору Елизавете, участнику команды специалистов ресурсных классов Школы 1367 г. Москвы.

7 января 2020

Какими качествами он должен обладать? Каков спектр его обязанностей? Какова роль и значение в организации учебного процесса?
Эти вопросы мы адресовали Марии Александровне, учителю ресурсного класса.

85221093_707243463144992_391633911108180

Куратор в инклюзивной школе
«Пока я нужна, я здесь …»

IMGL1284.JPG

Заканчивается 2019-20 учебный год

7 февраля 2020

Что даёт прикладной анализ поведения (ПАП) в обучении детей с РАС? – задали мы такой вопрос Дзерассе Гояевой, куратору ресурсного класса в ГБОУ Школа №1367.

26 мая 2020

В этом году работа ресурсных классов в Школе 1367 осуществлялась при поддержке проекта «Центр поддержки родительских инициатив в инклюзивном образовании детей с РАС и другими ментальными нарушениями «Ресурсный класс. Регионы». 16 детей с аутизмом в течение учебного года получали поддержку квалифицированных специалистов по прикладному анализу поведения.

92743015_747663789102959_322122456146693

Готовимся к новому формату обучения

7 апреля 2019

Неделя перед всеобщей изоляцией выдалась для специалистов ресурсных классов очень напряженной. Все программы детей переводились в видеоинструкции для родителей. Наполнялась база материалов. Готовились специальные видеоуроки по технологии, окружающему миру, кулинарии и музыке. Параллельно отрабатывались индивидуальные и групповые дистанционные занятия, на ходу придумывались новые приемы для удержания внимания детей, ведь тьютор и учитель на экране это совсем не то, что живой человек рядом. Кураторы сопровождали весь процесс как очно, так и присутствовали на каждом дистанционном уроке, поддерживая и подсказывая тьюторам на ходу. Проводились супервизии и консультации для родителей.

  • Facebook
  • VK Share
  • YouTube

©2020 Учимся вместе. Сайт создан на Wix.com