Куратор в инклюзивной школе

«Пока я нужна, я здесь …»

85221093_707243463144992_3916339111081803776_o.jpg

07 февраля 2020

 

Что даёт прикладной анализ поведения (ПАП) в обучении детей с РАС? – задали мы такой вопрос Дзерассе Гояевой, куратору ресурсного класса в ГБОУ Школа №1367.

- Одно из основных преимуществ перед другими методиками, которым обладает ПАП, – это доказательная эффективность подхода. Проводились научные исследования, велась оценка результатов с точки зрения валидности и надежности. Также отличительной чертой ПАП является функционирование не на основе таинственных приемов или обрядов, а на основе логики, доступной каждому человеку. Существуют факторы, влияющие на поведение, мы их анализируем, составляем стратегию. Сегодня ПАП помогает детям получать прогресс, способствует эффективному освоению навыков в разнообразных сферах: коммуникативной, познавательной, когнитивной, социальной.

- Расскажите, пожалуйста, про инклюзию и модель ресурсный класс? Насколько она успешна?

- Ресурсный класс - это одна из моделей реализации инклюзивной среды, то есть системы, при которой все участники образовательного процесса имеют возможность для адаптации, развития, социализации. Это условия, где для всех членов инклюзивного пространства заложены механизмы полноценного взросления. Я считаю, что в инклюзивное пространство нужно приводить всех детей без исключения. Дети видят мир таким, каким его показывают взрослые! А при современной реализации модели образования получается однобокая картина. Но, мир — это не бинарная система, а взаимодействие сложных структур, взаимоотношения с разными людьми. Опыт. Есть научные исследования, которые утверждают, что дети, учащиеся в инклюзивной среде, более адаптированные, коммуникативно "продвинутые" (что особенно актуально на сегодняшний день). У них развиваются определенные предикторы, которые помогут им в будущем максимально эффективно принимать решения в условиях неопределенности. Происходит максимальное всестороннее развитие участников образовательного процесса, потому что инклюзивная среда максимально приближена к жизни! В инклюзивном пространстве создаются зоны рекреации для всех участников, где можно отдыхать, взаимодействовать друг с другом. Более структурно проводить свободное время. Зоны рекреации могут быть различны: от интерактивных наклеек и мягких модулей до удобных полноценных relax- комнат c функционалом для отдыха и снятия напряжения.

- Дзерасса Эльдаревна, а какие вы наблюдали изменения/перемены с у детей с РАС, обучающихся в ресурсных классах?

- Прогресс в социальном взаимодействии есть всегда! Появляются друзья, интерес к другим; непосредственность. Да, существует объективный разрыв между участниками, но они выстраивают взаимодействие, и это очень классно! Они вместе учатся проводить с пользой время и осуществлять свои цели. Так, например, у нас была девочка, которая испытывала проблемы с организацией своего досуга на перемене, из-за чего иногда старалась ее избежать. У нее появились подружки в классе, и она прям ждала эту перемену! Появились разные варианты того, как она может провести свое время, а не только сидеть в игровой комнате с тьютором. Она может поиграть с подружками, побегать; может остаться в классе; может пообщаться с тьюторами, они, как взрослые, могут дать новые ценности. Мы видим, как меняется осознание мира, понимание! Появляется сотрудничество, сопричастность. Это делает детей более мотивированными, социально-ориентированными. А всё начинается с малого, с решения одной задачи: как провести перемену.

Так же ребята из РК эффективно обучаются базовому навыку: «Делать так, как другие». Следовать сверстнику всегда проще, чем взрослому. Это уже доказано. Поэтому видеомоделинг как метод так эффективен. Ребёнок ассоциирует себя с себе подобным. Он становится более включённым в информационное пространство, менее отстранённым. Участники РК становятся в большей степени самостоятельными, меньше требуют поддержки, так как научаются навыкам самоорганизации. А детям нравится быть моделями. Они начинают вести себя как «старший товарищ». Особенно это наглядно видно у детей с девиантными формами поведения. Они стараются собраться, быть лучше, показать пример. Условия обучения, инклюзивная среда положительно влияют на всех участников образовательного процесса.

- Какова роль куратора в этом процессе? И, возможно, ли сейчас представить школу будущего? Какая она?

- Основная задача куратора – делать всё! – и Дзерасса Эльдаревна улыбнулась. Но, я бы отметила две глобальные задачи: выстроить перспективу для детей и вырастить перспективу для школы.

Вырастить перспективу для школы – это значит создать команду в школе, которая самостоятельно сможет работать, принимать решения. Нужно растить кадры. Холить и лелеять.

Основное предназначение куратора, как я вижу, - это создать полноценно функционирующую систему, передать знания и уйти. А школа уже самостоятельно будет продолжать развивать запущенный механизм. Куратор всё-таки приглашённый специалист, не школьный работник, что-то вроде наставника. Следует ориентироваться на будущее, ведь оно наступит, и школа должна быть готова. Почему сейчас она не готова? Мы находимся в процессе выработки решения. Поступил запрос от общественности, чтобы среда была более открытой, разнообразной, и школа старается ответить на этот запрос. В данный момент идёт формирование системы и куратор помогает выстроить эту систему, конечно, совместно со школой и родителями.

Работа модели "Ресурсный класс" в ШКОЛА 1367 осуществляется при поддержке Ассоциация "Аутизм - Регионы", Фонд "Выход".

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фонд Президентских Грантов.

#ресурсныйклассрегионы #поддержкаинклюзиирегионы #аутизмрегионыродителям

#внашихсилах #аутизмрегионы #ресурсныйкласс

#учимсявместе #ресурсныйкласс1367