Шаги к самостоятельности

Цель проекта - Cоздание системы сопровождения учеников ресурсных классов с расстройствами аутистического спектра (РАС),
способствующей развитию жизненно важных навыков для эффективной подготовки к взрослой жизни

Задачи проекта:

Разработать и внедрить комплекс мер по диагностике жизненно важных навыков и навыков коммуникации, а также
проблемного поведения учеников ресурсных классов с РАС


Организовать эффективное вмешательство посредством реализации планов работы с жизненно важными и
коммуникативными навыками, планов работы с проблемным поведением для постепенной подготовки учеников с РАС к
самостоятельной жизни


Повысить компетенции и организовать сопровождение членов семей детей и подростков с РАС с поведенческими и
коммуникативными трудностями посредством информирования о методах обучения жизненно важным навыкам с
доказанной эффективностью

Проект реализуемся в коллаборации с АНО "Ресурсный класс" (организатор проекта) с использованием гранта Благотворительного фонда "Абсолют-Помощь", а также при участии Ассоциации "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ"

 
14.10.2021_Текстильщики_018.jpg

Новости и публикации

Старт проекта
 

241142075_1096982170837784_567619514534302629_n.jpg

01 сентября 2021

Вот уже пять лет прошло с момента открытия первого ресурсного класса в Школе 1367. Сейчас в школе три площадки для обучения детей с РАС, а учебные цели на этот год включают в себя не только навыки письма, математики и чтения, но и улучшение коммуникации, навыки самостоятельности, социально-бытовые навыки, работу с проблемным поведением. Все обучение строится на базе методов с научно доказанной эффективностью.

В текущем учебном году мы объединили свои усилия с родителями из АНО "Ресурсный класс" и вместе работаем над реализацией проекта “Шаги самостоятельности”.

В рамках проекта 23 ученика с РАС получат помощь специалистов по прикладному анализу поведения, кураторов ресурсных классов и супервизоров, недоступную в настоящее время в школах Москвы.

Мы благодарим наших коллег из АНО "Ресурсный класс"  и Ассоциации "АУТИМ-РЕГИОНЫ".

Проект “Шаги самостоятельности” реализуется с использованием гранта Благотворительный фонд «Абсолют-Помощь».

Проект "Шаги к самостоятельности" подводит итоги второго месяца работы.

244251346_2967769930137680_6213032049588293462_n.jpg

07 ноября 2021

Специалисты ресурсных классов школы 1367 при координации со стороны кураторов и супервизоров проекта активно включились в рабочий процесс.

Дети целевой группы проекта из школы 1367 прошли стартовую диагностику уровня развития навыков с помощью расширенного диагностического инструментария – помимо широко распространенной для диагностики ABLLS-R были использованы, в частности, элементы AFLS для оценки уровня развития социально-бытовых навыков.

Целевая группа проекта очень разнообразна – это дети с РАС, обучающиеся в начальной школе разных годов обучения, подростки, давно успешно перешагнувшие порог средней школы, отличаются реализуемые адаптированные программы, дети демонстрируют разный уровень речевого и интеллектуального развития.

В рамках проекта для каждого ребенка сформирована своя программа работы над навыками и проблемным поведением, на базе которой реализуется индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка.

Учебный процесс организован в различных форматах – это индивидуальные занятия, занятия в мини-группах, занятия со своими сверстниками в общем классе, коммуникативные группы, занятия по садоводству и кулинарии, а также отработка социально-бытовых навыков.

Мы благодарим наших коллег из АНО "Ресурсный класс"  и Ассоциации "АУТИМ-РЕГИОНЫ".

Проект “Шаги самостоятельности” реализуется с использованием гранта Благотворительный фонд «Абсолют-Помощь».

Серия дистанционных занятий в период каникул
 

253850049_1141080643094603_5981756281218723787_n.jpg

08 нобря 2021

Для детей с аутизмом важно соблюдение рутины и расписания: неожиданные изменения могут способствовать повышению тревожности, усиливать проявления нежелательного поведения. Например, исследование Центра аутизма «Маркус» Университета Эмори (США), свидетельствует о том, что, по мнению многих родителей детей с РАС, «тревожность могла вызывать чрезмерную реакцию на изменения в рутинах, трудности с переходами, сопротивление в новых ситуациях, избегание социальных ситуаций и потребность в уговорах по поводу предстоящих событий». (перевод выполнен Фондом «Обнажённые сердца», 2020 г.)

В период пролонгированных каникул специалисты ресурсных классов школы 1367 под руководством кураторов проекта провели с детьми серию индивидуальных и групповых дистанционных занятий, направленных в том числе на отработку навыков коммуникации.

Результаты проведенной в начале учебного года диагностики с использованием в том числе методики ABLLS-R свидетельствуют о том, что у многих детей с РАС целевой группы проекта есть проблемы с развитием интравербальных навыков, одним из которых является умение вести диалог и отвечать на дифференцированные вопросы.

Дополнительные дистанционные занятия позволили поддержать достигнутый уровень навыков, обобщить полученные знания, а также помогают родителям лучше ориентироваться в понимании учебного процесса своих детей. Родители также могут использовать предлагаемые материалы и методики для работы с детьми самостоятельно.

Мы благодарим наших коллег из АНО "Ресурсный класс"  и Ассоциации "АУТИМ-РЕГИОНЫ".

Проект “Шаги самостоятельности” реализуется с использованием гранта Благотворительный фонд «Абсолют-Помощь».

Представляем разработку учеников школы 1367 - фирменный ресурсный бургер!

258166545_1148794685656532_3890009275553194760_n.jpg

20 ноября 2021

Принимаем кулинарную эстафету у наших коллег из школы 1574  и представляем разработку учеников школы 1367 - фирменный ресурсный бургер!

Ребята подошли к его приготовлению с истинно научным подходом:

Шаг 1 - изучение теории – изучение идеального бургера и его компонентов.

Шаг 2 – тщательная подготовка ингредиентов – генерализируем навыки резки

Шаг 3 – жарим идеальные котлеты! (посмотрите, сколько сосредоточенности на процессе – работаем исключительно на качество!)

Шаг 4 – сборка идеального бургера по визуальной инструкции

Шаг 5 – вот он, лучший мотивационный стимул – съесть приготовленный своими руками вкуснейший бургер!

Немного специальных ингредиентов – слаженная командная работа и поддержка наших прекрасных педагогов.

Обучение такому навыку как самостоятельное приготовление пищи является одной из важнейших задач для подготовки детей с РАС к максимально самостоятельной жизни в обществе.

Проект “Шаги к самостоятельности” реализуется с использованием гранта Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».

Мы благодарим наших коллег из АНО "Ресурсный класс" и Ассоциация "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ" за поддержку!

Что такое жизненно необходимые навыки?
 

264033706_1159429061259761_7954798073439991188_n.jpg

07 декабря 2021

Понятие «жизненно необходимых навыков» включает в себя очень большое количество разнообразных умений и не ограничивается только социально-бытовыми навыками, то есть способностью приготовить пищу, содержать в порядке вещи, пространство вокруг, поддерживать нужный уровень гигиены и адекватно выглядеть.

Проведенное в начале года тестирование с использованием в том числе методик AFLS и ABLLS-R выявило, что у многих учеников, участвующих в проекте, есть существенные трудности с самостоятельным управлением своей деятельностью. В связи с этим кураторами и супервизорами проекта было принято решение ввести в индивидуальные программы детей поэтапное обучение системе самостоятельного менеджмента.

В конечном итоге, ученики должны быть способны самостоятельно планировать свое учебное время или досуг, своевременно переходя от одного вида деятельности к другому. Данные навыки являются одними из самых сложных для обучения детей с РАС и для их освоения сначала необходимо научить ребенка базовому пониманию концепций времени, календаря, а также сформировать у него способность самостоятельно заниматься какой-то знакомой ему академической или досуговой деятельности в течение определенного промежутка времени. В настоящий момент все ученики уже знакомы с визуальным расписанием и работой по таймеру, но если до этого расписание формировалось и отслеживалось тьюторами, то сейчас стоит задача обучить детей делать это самостоятельно.

Что еще нужно для успешного результата? Умение контролировать свое эмоциональное состояние, поддерживать постоянное внимание по отношению к процессу, спокойно относиться к возможным изменениям вокруг. Поэтому параллельно с системой самостоятельного менеджмента дети продолжают работу со шкалой эмоций, а также осваивают методики саморегуляции, например, с помощью контроля дыхания.

Безусловно, процесс обучения этим сложным навыкам займет у детей значительное количество времени. Но результат стоит всех усилий – повышение уровня самостоятельности это возможность повышения качества жизни каждого ребенка с РАС.

Инициатором и организатором проекта “Шаги к самостоятельности. Развитие жизненно важных навыков у детей и подростков с РАС в условиях школы” является АНО "Ресурсный класс" 

Проект реализуется с использованием гранта Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».

Мы благодарим также Ассоциацию "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ" за поддержку наших детей.

Что делают специалисты по прикладному анализу поведения в рамках проекта?

269604627_1167250983810902_4179000452832744077_n.jpg

18 декабря 2021

Мы уже писали о стартовом тестировании текущего уровня развития навыков каждого ребенка в начале проекта, на основании которого были определены приоритетные цели работы и составлены индивидуальные программы. Как же осуществляется работа в дальнейшем?

В соответствии с программой ребенка специалистами по прикладному анализу проекта составляются подробные протоколы для специалистов ресурсных классов: учителей и, прежде всего, тьюторов. Данные протоколы используются прежде всего для проведения индивидуальных занятий в рамках коррекционно-развивающей части индивидуального образовательного маршрута. В протоколе указывается конкретная цель обучения тому или иному навыку, описывается процедура – что и в каком порядке должен делать специалист, какие адаптированные материалы должен использовать, какой уровень подсказки применяется, что является критерием успешности, при котором навык считается освоенным и как собираются данные о ходе освоения навыка.

Похожим образом формируются поведенческие планы по каждому виду нежелательного поведения, наиболее характерного для ребенка и с которым в данный момент работают специалисты – прописывается инструкция, что специалист должен делать или не должен делать для предотвращения данного вида поведения, что он делает в случае, если поведение все-таки произошло, как собираются данные о случаях проявления поведения, о предшествующих факторах и действиях специалистов.

Благодаря налаженному процессу сбора данных в любой момент при необходимости можно сделать срез на текущую дату, посмотреть частотность проявлений нежелательного поведения или скорость освоения навыка. Результаты сбора данных позволяют специалистам ресурсных классов отслеживать успешность обучения, оперативно вносить необходимые корректировки в процесс обучения, а также уточнять цели обучения по мере усвоения навыков.

А еще специалисты по ПАП проводят тренинги специалистов РК по вопросам работы с детьми с РАС, оказывают методическую помощь, консультируют родителей. Но об этом мы расскажем в следующих публикациях.

Инициатором и организатором проекта “Шаги к самостоятельности. Развитие жизненно важных навыков у детей и подростков с РАС в условиях школы” является АНО "Ресурсный класс".

Проект реализуется с использованием гранта Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь»

Мы благодарим также Ассоциацию "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ" за поддержку наших детей.

Нарушения в области коммуникации и социального взаимодействия

268312959_1166208697248464_4440005850565406818_n.jpg

20 декабря 2021

Нарушения в области коммуникации и социального взаимодействия это один из главных критериев диагностики аутизма.

 

И рамках проекта «Шаги к самостоятельности» специалисты проекта не могли обойти стороной необходимость развития данных навыков. На индивидуальных и групповых занятиях с каждым ребенком отрабатываются базовые диалоги и типовые фразы, чтобы он мог поздороваться, ответить на вопрос «как дела?», социально приемлемым образом попросить какую-то вещь и много чего еще. Но как сделать сам процесс коммуникации мотивационным для ребенка? В этом могут помочь настольные игры, в которые можно играть как со взрослыми, так и со сверстниками. В процессе игры можно развивать спонтанное комментирование, навыки просьбы и диалога, такие социальные навыки как умение ждать своей очереди и много чего еще. Во время перемены настольная игра это также хорошая возможность начать общение со сверстниками. Абсолютными хитами настольных игр являются Дубль, Уно, Ушастые гонки, лото, собака-кусака. А какие игры нравятся вашим детям?

Инициатором и организатором проекта “Шаги к самостоятельности. Развитие жизненно важных навыков у детей и подростков с РАС в условиях школы” является АНО "Ресурсный класс".

Проект реализуется с использованием гранта Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь»

Мы благодарим также Ассоциацию "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ" за поддержку наших детей.

Работа с нежелательным поведением

273202108_1195097764359557_8859858405831712731_n.jpg

18 декабря 2021

Работа с нежелательным поведением – что скрывается за этими словами? Как с ним работать и почему это важно для детей с РАС.

Мы беседуем с учителем одного из ресурсных классов, участвующих в проекте «Шаги к самостоятельности», Марией Катаевой.