Переходы/Transitions Как снизить тревожность у детей с РАС в условиях школы?

177871634_1018721931997142_5675002172709251595_n.jpg

28 апреля 2021

 

• Переход – это изменение. Новая ситуация, в которую может попасть каждый человек. К примеру, поездка за границу. Где вы не знаете язык, обычаи и пр. В такой ситуации мы не знаем, мы не понимаем, что же делать? Как вести себя? Конечно, во взрослом возрасте у нас вырабатываются необходимые ресурсы поддержки, и мы научаемся с этим справляться. Но детям, тем более детям с РАС, понизить свой уровень тревожности бывает самостоятельно очень сложно. Дети с РАС часто обнаруживают неприятие каких-либо изменений в своей жизни и окружающей обстановке, иногда изменения и переходы пугают их вплоть до состояния паники. Это связано с нарушением подвижности психических процессов, когнитивной негибкостью. Как помочь им? Как выработать адаптивные способы реагирования?

 

Варианты переходов:

- Незначительные переходы;

- Стрижка;

- Посещение врача;

- Переезд;

- Новая социальная ситуация.

Стратегии, которые помогают преодолеть когнитивную негибкость:

1. Визуальное расписание/ Activity schedules

Для того, чтобы придать структуру. Чтобы ученик с РАС понимал, что будет происходить, когда это закончится, какое количество нужно сделать чего-то. Визуальное расписание может быть не только в виде карточек, но и в виде слов, подписей, предметов, коробок с заданиями. Для каждого ученика можно создать индивидуальное расписание, которое будет подходить именно ему и в котором он будет успешен.

2. Социальные сценарии / Social scenarios

Социальные истории помогут объяснить, что такое «переходы»? Почему нужно «переходить»? Что будет после того, как я куда-то «перейду»? «Переходить» это нормально. Социальная история составляется под каждого конкретного ученика. Можно использовать фотографии самого ученика, любимого персонажа, какого-то абстрактного мальчика. Самое главное, чтобы данная социальная история была доступна, понятна, интересна данному ученику.

3. Видеомоделирование / Video modeling

Даёт возможность визуализировать то поведение, которое мы хотим, чтобы ученик демонстрировал. Мы можем снимать видеоролик из перехода одного помещения в другое. Мы можем снимать видеоролик об экстренной эвакуации. Мы можем снимать о том, как ведут себя ученики, когда у них происходит отмена какого-либо урока или задания. Как себя вести, если ты ошибся. Видеомоделирование можно тоже максимально индивидуализировать.

4. Поведенческий момент / High-p procedure/ 3:1

Мы используем серии простых инструкций, которые максимально просты для данного конкретного ученика. Три простые инструкции, три простые действия, которые даются легко. А затем даётся сложное задание. К примеру: перейти в другое помещение. И на волне поведенческого успеха, в позитивном импульсе, по инерции данный ученик это выполняет!

5. Процедуры подкрепления желаемого поведения / Reinforcement-based procedures

Когда мы ученика поощряем мотивационными для него стимулами за то, что он спокойно относится, спокойно переживает какие-то изменения. Мы подкрепляем то адаптивное поведение, которое мы формируем у ученика.

6. Наставничество / Peer – mediation

Наставничество со стороны нейротипичных сверстников. Они воплощают в себе и социальную историю, и видеомоделинг, и подкрепление желательного поведения. Иными словами, сверстники показывают как нужно себя вести, подбадривают ученика с РАС, помогают ему, хвалят его за то, что он справился с собой, за то, что он вышел к доске, за то, что он спокойно реагирует на ошибку. Своим примером наставник формирует то поведение, которое желательно для учащегося с РАС.

Более подробно о проблеме переходов можно узнать из вебинара «Изменения под контролем – как снизить тревожность у детей с РАС в условиях школы. Обсуждаем реальный кейс».

Приглашенный эксперт - куратор проекта «Время перемен», специалист по прикладному анализу поведения, куратор ресурсных классов Татьяна Овсянникова.

Вебинар размещен в свободном доступе на канале "Учимся вместе с 1367" https://youtu.be/LUHQMAPNPK0

Проект «Время перемен – оказание помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) в социальной адаптации при обучении в условиях инклюзивной школы в постпандемический период» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов

Благодарим также Ассоциацию "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ" за поддержку наших детей и проекта «Время перемен».