Время перемен

Цель проекта - Повышение качества жизни детей с РАС и их семей за счет восстановления пострадавших в результате пандемии и дальнейшего развития навыков социализации у детей с РАС, обучающихся в условиях инклюзии в общеобразовательной школе в формате модели ресурсный класс, с помощью методов с научно доказанной эффективностью (ПАП)

Задачи проекта:

Создание возможностей для эффективного и полноценного включения и социализации детей с РАС в процессе инклюзивного образования в общеобразовательной школе с применением методов с научно доказанной эффективностью (ПАП) в формате модели ресурсный класс

Расширение возможностей для социализации детей с РАС за счет развития коммуникативных, социально-бытовых и социальных навыков детей с РАС путем включения их во внеурочную деятельность, в том числе вместе с нейротипичными сверстниками

Содействие созданию толерантной помогающей инклюзивной среды для детей с РАС в общеобразовательной школе, способствующей развитию навыков социализации у детей с РАС​

Распространение информации об эффективных образовательных методиках обучения и социализации детей с РАС среди семей, воспитывающих детей с РАС

Проект реализуемся с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов, а также при участии Ассоциации "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ"

Вебинары для родителей и специалистов

Изменения под контролем - как снизить тревожность у детей с РАС в условиях школы. Обсуждаем реальный кейс.

(Овсяникова Татьяна - куратор проекта, поведенческий аналитик)

Группа "Адаптивная физкультура" для детей с РАС в общеобразовательной школе. Опыт организации. Важность для социальной адаптации детей.

(Акимушкин Владимир - учитель физкультуры высшей категории, тренер Международной Федерации Тхэквондо)

 

Формирование навыков социального взаимодействия: обучение навыкам соблюдения личных границ и безопасности взаимодействия

(Гояева Дзерасса - куратор проекта, поведенческий аналитик)

Коммуникативная группа: трансформация и опыт организации на базе общеобразовательной школы

(Мария Катаева - учитель ресурсного класса, специалист по ПАП)

95c4c5ca-a0b2-48a9-a67a-a705fcc3e567.jpg

Новости и публикации

Сегодня стартует проект "Время перемен"

118695484_856676234868380_34471168516236

01 сентября 2020

Вот и наступило 1-е сентября, которое с большим нетерпением ждали наши дети с аутизмом, ведь последний раз они приходили на уроки в конце марта, почти 5 месяцев назад!

Эти месяцы дались очень трудно. Несмотря на оперативно организованное командой специалистов ресурсных классов дистанционное обучение, дети были лишены главного – возможности живого общения и нахождения в среде своих сверстников. Социальная адаптация это не просто красивые и модные слова, а жизненная необходимость для детей с РАС, это их билет в лучшее будущее.

Сегодня стартует проект АНО "Учимся вместе" «Время перемен – оказание помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) в социальной адаптации при обучении в условиях инклюзивной школы в постпандемический период».

В рамках проекта мы будем работать над устранением последствий самоизоляции и над общим развитием социальных и коммуникативных навыков 16-ти детей с аутизмом, обучающихся в инклюзивной школе с использованием прикладного анализа поведения.

В рамках проекта будут также проведены мероприятия, направленные на создание толерантной инклюзивной среды в школе, а родители получат консультации и рекомендации по использованию данных методик в домашних условиях для достижения максимально эффективного результата.

Мы благодарим партнера проекта – Ассоциации "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ". Проект реализуется при финансовой поддержке Фонда президентских грантов.

Международный день социального педагога

120574640_880575269145143_20835940608185

02 октября 2020

Сегодня Международный день социального педагога

В принятом Министерством труда в 2017 году профессиональном стандарте (Приказ Министерства труда №10н от 10.01.2017) данная профессия относится к группе специалистов в области воспитания вместе с вожатым, педагогом-организатором и тьютором.

В последние годы тьюторы все чаще появляются в школах и садах, реализующих концепцию инклюзивного образования, при этом понимание их функционала еще не до конца сформировано даже в администрациях образовательных учреждений.

Кто же такой тьютор, работающий с детьми с особыми образовательными потребностями?

В соответствии со стандартом, тьютор это профессиональный педагог, имеющий соответствующее образование, а главное – компетенции в области разработки индивидуального образовательного маршрута, адаптации учебных материалов, консультированию педагогов, детей и родителей, созданию благоприятного психологического климата и много еще чего.

Является ли тьютором человек, задача которого заключается исключительно в помощи маломобильному ученику перемещаться по школе? Нет, это функция ассистента. (подробно о различиях можно прочитать в письме Министерства просвещения № ТС-551/0 от 20.02.2019).

Получается, что тьютор это тот, кто делает за ребенка все задания и подсказывает ему на экзаменах? Нет, это также не входит в функционал тьютора. Его задача адаптировать задания так, чтобы ребенок смог решить их самостоятельно (важный момент – не упростить, а адаптировать, то есть, например, разработать схему, по которой ребенок сможет перенести условия задачи из сплошного текста в визуальную форму), подготовить адаптированные учебные материалы, переключить внимание ребенка в классе на учителя, если он отвлекся, и т.д.

Важной составляющей работы тьютора является сбор данных о том, как ребенок усваивает свою программу, для ее своевременной корректировки и обеспечения слаженной работы всей команды специалистов, работающих с ребенком.

Получается, что тьютор это то же самое, что и учитель? Нет, хотя тьютор и может проводить какие-то индивидуальные занятия с ребенком в рамках его программы, его основная задача в инклюзивном пространстве - максимально включить ребенка в общий образовательный процесс.

В рамках проекта "Время перемен" помимо вышеуказанных задач, под руководством специалистов в области прикладного анализа поведения (супервизоров и кураторов), тьюторы активно помогают детям с РАС развивать навыки социальной коммуникации через включение в различные виды совместной деятельности, в том числе с нейротипичными сверстниками. Наши тьюторы это и аниматоры, и психологи, и товарищи по играм, и квалифицированные педагоги, и мастера на все руки.

Проект «Время перемен – оказание помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) в социальной адаптации при обучении в условиях инклюзивной школы в постпандемический период» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов, при участии Ассоциации "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ".

«Учитель, образ его мыслей, - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании.» (А. Дистервег)

120754065_882887345580602_43732663665703

05 октября 2020 

«Учитель, образ его мыслей, - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании.» (А. Дистервег)

В проекте «Время перемен» участвуют дети с РАС, обучающиеся в разных классах – кто-то только пошел в 1 «И», кто-то уже в 3 «М»… И в каждом из этих классов его встретил свой учитель, который не только дает академические знания по разным предметам, но и участвует в сложном, но очень нужном процессе формирования толерантной принимающей среды.

Основной дефицит детей с РАС это проблемы с коммуникацией, социальным поведением, зачастую сочетающиеся с повышенной тревожностью, и только в коллективе своих сверстников при должной помощи квалифицированных педагогов ребенок с РАС может в полной мере развить эти навыки.

Конечно, не все дети с РАС могут посещать все занятия в общем классе – кто-то слишком быстро перегружается, кто-то пока демонстрирует нежелательное поведение, мешающее такому формату обучения, у кого-то сильно отличаются текущие цели обучения. В таких случаях занятия частично проводятся в ресурсной зоне учителем ресурсного класса.

Учитель ресурсного класса это ключевое звено организации образовательного процесса, ведь, помимо занятий, он участвует в формировании индивидуальных образовательных маршрутов детей, где кроме академических и учебных целей, по результатом проведенной диагностики в начале учебного года в индивидуальном маршруте каждого ребенка поставлены также цели по развитию социальных и коммуникативных навыков. Учителя отслеживают результаты, координируют работу всей команды специалистов, работающих с ребенком, взаимодействуют с родителями и учителями начальных классов, участвуют в проведении информационных и обучающих мероприятий для специалистов и родителей, а также уроков понимания для детей, ведут коммуникативные группы.

В нашей ресурсной зоне три замечательных учителя ресурсных классов – Татьяна, Мария и Евгения. Неравнодушных, вкладывающих душу в то, что они делают. Мы поздравляем Вас, всех учителей начальной школы, педагогов по физкультуре, ИЗО, музыке, специалистов дополнительного образования, всю большую команду специальных педагогов и администрацию школы с Днем учителя!

Проект «Время перемен – оказание помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) в социальной адаптации при обучении в условиях инклюзивной школы в постпандемический период» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов, при участии Ассоциации "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ".

Завершилась диагностика навыков детей проекта

121014483_884599002076103_48825439336495

07 октября 2020

С начала работы проекта «Время перемен» прошло чуть больше месяца, но уже сделано многое.
Как и планировалось изначально, под руководством кураторов проекта все дети прошли диагностику социальных, коммуникативных и учебных навыков с использованием общепризнанных диагностических методик (в основном ABBLS-R и CALS), для некоторых детей была дополнительно проведена функциональная диагностика поведения.
Для формирования комплексной картины уровня развития социальных навыков и особенностей социального поведения детей вне школы все родители детей прошли дополнительное анкетирование с использованием элементов методики Adaptive behavior assessment system (ABAS-3).

По итогам проведенного опроса стоит особенно отметить, что большинство родителей отметили заметное снижение уровня социальных навыков, увеличение тревожности и усиление проявлений нежелательного поведения (вокализации, агрессия, стереотипии), вызванных весенним периодом самоизоляции.

По результатам диагностики каждому ребенку составлена индивидуальная программа развития, определен комплекс ближайших целей и задач развития.

Адаптивная физическая культура в процессе реабилитации и социальной интеграции детей с аутизмом.

121046360_884616948740975_26006348212902

08 октября 2020

 

Сегодня мы берем большое интервью у Акимушкина Владимира Ивановича, учителя физкультуры в ГБОУ г.Москвы «Школа №1367»

Зачем нужны «Уроки добра и понимания»?

125357431_916283822240954_67861090514096

17 ноября 2020

Все люди вокруг нас чем-то отличаются: цветом кожи, ростом, характером, способностями, привычками. Есть вещи, которые сегодня нам кажутся привычными, так как мы видим их каждый день - например, разный цвет глаз, есть внешние атрибуты, при наличии которых мы понимаем, в чем суть особенностей человека – например, если он носит очки.

Люди с аутизмом внешне не отличаются от других людей – у них может быть разный цвет волос, разная национальность и социальный статус семей. При этом их поведение может показаться нам странным и даже социально неприемлемым - они могут делать странные жесты руками, кричать, зажимать уши руками, не отвечать на наши вопросы или говорить в непривычной манере. Если мы не знаем, что все это может быть проявлениями аутизма, мы в большой вероятностью будем относиться к таким людям как к невоспитанным, недооценивать их уровень интеллекта, ограничивать общение с ними. Непонимание происходящего и незнание того, как себя вести, вызывает у нас отчуждение, неприязнь и даже агрессию.

Главные дефициты людей с аутизмом лежат в области нарушений коммуникации и социальных связей. Но где, как не в принимающем коллективе сверстников, при поддержке квалифицированных специалистов и специальных обучающих методик и материалов, ребенок с аутизмом может научиться этим таким нужным ему навыкам? Обучение социальным навыкам для ребенка с РАС это возможность значительно улучшить качество своей жизни в будущем и быть более самостоятельным. При этом, международные исследования свидетельствуют о том, что обучение в инклюзивном формате и взаимодействие с детьми с особенностями полезно и нейротипичным детям – оно способствует лучшему формированию навыков дружбы, социальной коммуникации, самооценки, личных принципов, этических норм и норм правозащиты, которые в дальнейшем с успехом применяются во взрослой жизни.

В рамках дня «День доброты и толерантности», в Школе 1367 была проведена серия мероприятий для воспитанников дошкольных учреждений, обучающихся начальной школы, а также учащихся 5 и 6 классов. Подробно об всех форматах проведенных мероприятий можно прочитать по ссылке https://lyc1367uv.mskobr.ru/articles/1201. Мы благодарны учителям и администрации школы, которые разделяют наши взгляды на инклюзию и понимают важность проведения подобных мероприятий для детей с раннего возраста.

Уроки добра и доброты были проведены и в классах, где учатся дети с РАС и их сиблинги. Дети говорили про то, что такое добро и как они его понимают, почему одни дети отличаются от других и что объединяет всех детей, несмотря на различия. Под руководством учителей и тьюторов ресурсных классов дети вырезали листочки для дерева добра и писали на них важные слова, которые они хотели бы сказать своим одноклассникам: «давай дружить», «я тебя люблю», «добро», «здоровья», «счастья». Мы уверены в том, что данные мероприятия помогают детям задуматься о мире вокруг, получить информацию об особенностях других людей, а детям с РАС – улучшить коммуникацию со своими сверстниками.

Проект «Время перемен – оказание помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) в социальной адаптации при обучении в условиях инклюзивной школы в постпандемический период» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов, при участии

Ассоциации "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ".

Социально-бытовые навыки у детей с РАС

127155303_922842201585116_41378863104960

24 ноября 2020

 

Программа развития социально-бытовых навыков, разработанная специалистами в рамках проекта «Время перемен», включает в себя большое разнообразие навыков, которым необходимо обучать ребенка с РАС. Это прежде всего навыки ориентации в окружающей среде, навыки самообслуживания (умения следить за собой), навыки самоконтроля и общения, навыки по ведению домашнего хозяйства, соблюдения безопасности, и даже навыки организации досуга и отдыха. Конечной целью данного обучения является повышение самостоятельности детей с РАС в решении повседневных жизненных задач, а в перспективе – возможность самостоятельного проживания.

Благодаря обустроенному школой помещению, в рамках программы дети уже начали отработку таких простых бытовых умений, как умение гладить, застилать кровать, мыть посуду и складывать свои вещи.

Многие ребята уже могут полноценно помогать членам своих семей и в приготовлении еды, ведь освоенное ими меню включает уже не одно наименование блюд!

Проект «Время перемен – оказание помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) в социальной адаптации при обучении в условиях инклюзивной школы в постпандемический период» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов, при участии

Ассоциации "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ".

.

Роль супервизора и куратора в проекте

127238382_924092218126781_11918655931954

26 ноября 2020

Модель «Ресурсный класс», реализуемая в Школе 1367 для обучения детей с РАС, основные составляющие которой описаны в одноименном пособии (https://outfund.ru/wp.../uploads/2016/10/4_RK_preview.pdf), рекомендованном Министерством просвещения, предполагает, что в работе с каждым ребенком с РАС задействована большая команда специалистов – сотрудников школы: учитель обычного класса, учитель ресурсной зоны, тьюторы, учителя-предметники (например, физкультуры и музыки), педагоги по внеурочной деятельности, а также, при наличии у ребенка соответствующих потребностей, специальные педагоги (логопед, дефектолог, психолог). Их работу контролирует администрация школы в лице координатора по инклюзии.

Помимо всех указанных выше специалистов, проект «Время перемен» предполагает также дополнительное привлечение для работы с детьми с РАС квалифицированных специалистов по прикладному анализу поведения - кураторов и супервизоров. Какова же их роль в проекте?

Согласно принятым в 2020 году Минздравом РФ Клиническим рекомендациям по РАС, именно постоянная абилитация на основе поведенческих, психологических и образовательных подходов является наиболее эффективным средством для преодоления ключевых дефицитов, связанных с РАС. К сожалению, в настоящее время в РФ программы подготовки специальных педагогов не включают в должной мере обучения навыкам работы с использованием прикладного анализа поведения. Эти навыки необходимы в том числе для работы с нежелательным поведением, ограниченной мотивацией, сенсорными перегрузками, характерными для детей с РАС, кроме того, довольно большое количество детей с РАС имеют также сопутствующие нарушения речи и/или интеллекта. Мы рассчитываем, что в конечном итоге все необходимые для обучения детей с РАС компетенции будут реализованы непосредственно в государственно системе образования, однако на текущем этапе развития инклюзивного процесса для его эффективной организации требуется дополнительное привлечение специалистов, обладающих высокой квалификацией в области ПАП.

В рамках проекта «Время перемен» кураторы участвуют в тестировании навыков детей в начале и конце учебного года, создании индивидуального образовательного маршрута, включая план коррекции поведения и рекомендации по освоению навыков, готовят рекомендации по включению во внеурочную деятельность. Кураторы проводят регулярный мониторинг изменений в навыках и поведении каждого ребенка для коррекции его маршрута, подготовки адаптированных материалов, проведения занятий с детьми, а также консультируют специалистов и родителей детей с РАС.

Супервизоры, имеющие международные сертификаты и значительный опыт работы с данной категорией детей, определяют стратегию и приоритетные цели и задачи индивидуальной работы с ребенком, участвуют в решении сложных поведенческих ситуаций, осуществляют общее методическое руководство по вопросам применения поведенческих вмешательств.

С начала работы проекта кураторы и супервизоры регулярно в очном и дистанционном режимах осуществляют консультирование специалистов школы и родителей детей с РАС, курируют занятия с детьми с РАС в формате учебной и внеурочной деятельности, в том числе занятия по АФК, социально-бытовым навыкам, работу коммуникативных групп.

Проект «Время перемен – оказание помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) в социальной адаптации при обучении в условиях инклюзивной школы в постпандемический период» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Благодарим также Ассоциацию "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ" за поддержку наших детей и проекта «Время перемен».

Что делает тьютор, когда у его подопечного перемена?

128396928_927239647812038_48236344191879

30 ноября 2020

Давайте подробнее разберемся с этим вопросом при помощи тьютора ресурсной зоны Юлии Шишминцевой.

В рамках проекта «Время перемен» работе тьюторов вне уроков уделяется большое внимание, ведь это естественная возможность создать условия для социализации и адаптации учеников ресурсных классов. По сути, это своеобразная коммуникативная прослойка между индивидуальными занятиями и уроками в ресурсном и общеобразовательном классах.

Тьютор - один из ключевых участников команды специалистов, который большую часть времени проводит непосредственно с ребенком, выполняя при этом «теневую» роль помощника и наставника. Он не делает все за ребенка, а «выходит из тени» в нужный момент, чтобы ребенок сначала с помощью, но впоследствии самостоятельно справлялся с поставленной задачей. Уровень поддержки ребенка, особенности его коммуникации, применяемые визуальные материалы – тьютор действует планомерно и последовательно в рамках индивидуальной программы ребенка и его поведенческого плана, разработанного при участии специалистов по прикладному анализу поведения.

Если мы будем рассматривать роль тьютора с позиции реализации конкретных прикладных и социально-значимых целей по развитию навыков детей, то можно выделить две основные составляющие:

1) С точки зрения минимизации основных дефицитов в социальной коммуникации и взаимодействии школьная перемена и есть то место, где разворачивается основной фронт работы тьютора.

Что же можно сделать? Выйти на перемену в рекреацию к классу, где учится ребенок с РАС и поработать над навыками проведения досуга. При этом есть больше количество вариантов, что именно делать – все зависит от ребенка, целей в текущий момент времени, предпочтений и зон развития: поиграть в настольные игры типа лото, «Activity», «Доббль», собрать вместе с кем-то из сверстников пазл, подвижные игры – например, догонялки, можно присоединиться к игре ребят на перемене, в конце концов просто посидеть рядом с кем-то и посмотреть как он/она играют в игру, например, на смартфоне. Так завязываются знакомства и в следующий раз ребенка с РАС уже узнают его сверстники, здороваются с ним в коридоре или в столовой, радуются, когда он приходит на урок в общий класс и занимается вместе с другими детьми.

2) С точки зрения максимизации функциональной самостоятельности тьютор помогает приобретать адаптивные навыки, которые навыки относятся к дефицитным для детей с РАС (Matson, Dempsey, & Fodstad, 2009), а также навыки самопомощи (White, Scahil, Khin, Koenig, & Volkmar, 2007).

Что можно сделать? На школьной перемене, в живой среде, где уже есть положительный опыт взаимодействия с нормотипичными одноклассниками, тьютор может работать с навыком просьбы, создавать ситуации, где ребенок сможет попросить помощи у сверстника, например, – налить воду в кулере, помочь донести материалы к уроку.

Перемена во время завтрака/обеда – это также источник моделинга из естественной среды: дети моют руки, заходят в столовую, берут подносы и столовые приборы и ждут очереди на раздаче еды, после – убирают за собой. Наглядно и с необходимой по ситуации помощью тьютора делать это ребенку РАС с каждым разом все проще. Кроме того, для некоторых детей по согласованию с родителями создаются ситуации похода в школьный буфет на перемене для покупки еды – отличный способ создать коммуникативную ситуацию с персоналом школы.

Еще один вариант работы тьютора – это время в раздевалке после окончания уроков. Нормотипичные сверстники часто сами инициируют общение или задают вопросы ребенку или тьютору – в последнем случае можно помочь создать диалог, подсказав, как правильно обратиться к ребенку с РАС, как оформить фразу проще, как дождаться ответа и отреагировать, чтобы создать усиление для последующих коммуникативных инициатив. Также можно смоделировать ситуацию помощи в застегивании/расстегивании пуговицы, молнии, если у ребенка с РАС есть такие сложности- обычно нормотипичные сверстники охотно откликаются на такие просьбы.

Обучение в школе дает ребенку возможность получать как знания и навыки, так и ценный опыт общения со сверстниками. При этом школьная перемена это та самая среда, где можно создать разнообразные обучающие ситуации «включения», то есть инклюзии и ребенка с РАС, и нормотипичного сверстника. Перемена – источник «живой» инклюзии, а толерантность и здоровый социум – то, о чем можно не просто говорить, а делать в рамках школьной инклюзии здесь и сейчас.

К сожалению, текущая эпидемиологическая обстановка не дает в полной мере реализовать все перечисленные виды деятельности и ряд моментов пока можно реализовать в настоящее время только в пределах класса, где учится ребенок. Тем не менее, работа специалистов не останавливается и максимально гибко подстраивается под существующие реалии, сохраняя основные цели и задачи по социальной адаптации детей с РАС.

Проект «Время перемен – оказание помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) в социальной адаптации при обучении в условиях инклюзивной школы в постпандемический период» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Благодарим также Ассоциацию "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ" за поддержку наших детей и проекта «Время перемен».

Отзывы родителей детей с РАС, участвующих в проекте

129427025_930799470789389_42172588348122

05 декабря 2020

Сегодня мы публикуем отзыв Надежды, мамы Вовы, о ее впечатлениях об участии в проекте "Время перемен".

- Добрый день, Надежда. Расскажите, пожалуйста, о проекте «Время перемен»? Органично ли вы себя в нём чувствуете?

- Добрый день. Проект «Время перемен» очень помогает моей семье. В настоящее время далеко не каждая общеобразовательная школа может принять ученика с РАС. Мой ребёнок может посещать общеобразовательную школу и общеобразовательные уроки. Нам удалось создать уникальный симбиоз, при котором все участники образовательного процесса получают высокие результаты. Сегодня мой ребёнок посещает технологию, музыку, рисование, физкультуру со своими сверстниками, включен в разные форматы внеурочной деятельности. Он вовлечён по максимуму в образовательное пространство, именно на столько, на сколько позволяют его внутренние возможности, а не некие отжившие конструкции, которые, увы, утратили гуманные ценности. Здесь в проекте в приоритете человек и его потенциал.

Сын играет со сверстниками на переменах в подвижные игры. Дети из общеобразовательных классов приходят в ресурсную зону, потому что им это действительно нравится. Конечно, в этом большая заслуга наших специалистов: учителей, тьюторов, супервизоров и кураторов. В проекте важна поддержка на всех этапах образовательного процесса. Нельзя просто отпустить ученика с РАС в общеобразовательный класс и всё. В рамках проекта мы как родители поддерживаем тьюторов и учителей, слушаем их, а также стараемся оперативно реагировать на рекомендации и помогать.

- Присутствует ли обратная связь со специалистами?

- Да, конечно. Ежедневно я получаю чек-листы обратной связи о том, как прошёл учебный день. Тьютор пишет о поведении (следовал ли сын инструкциям, был ли вежлив, вступал ли в диалог или игру с одноклассниками на переменах), могут быть какие-то конкретные комментарии или рекомендации, указывается, над чем сегодня поработали по учебному плану. Также родители имеют доступ к диску, куда помещены годовые программы ребёнка. Его результаты. Оценка/шкала навыков и поведения. Родители или специалисты могут в любое время зайти и посмотреть. Возможно, что-то скорректировать или спрогнозировать. Запись и сбор информации очень важны. Данные о успеваемости ребёнка. Всё это помогает выстроить эффективное взаимодействие с учеником. Раскрыть его потенциал. Поддерживается постоянная связь с учителем ресурсной зоны и куратором проекта, проводятся консультации для родителей по программе ребенка и рекомендациям, которым мы, родители, следуем дома для закрепления навыков ребенка.

- Как вы считаете, важно ли ребёнку с РАС находится в инклюзии?

- Я думаю, что это НУЖНО ребёнку. Вырастая в нормотипичном коллективе, ребёнок с РАС как губка впитывает основы общения. Ребёнок с РАС абсорбирует базовые правила общения: дружелюбие, отзывчивость, проявление заботы, любознательность. Наблюдает за естественными детскими эмоциями, реакциями, поведением. Он учится опосредовано, напрямую и это, безусловно, бесценный опыт, какой он может приобрести, именно обучаясь в инклюзии. Именно благодаря инклюзивному образованию, ребёнок с РАС может увидеть мир Большим. Не однобоким, не линейным, не одноцветным, а многоликим, многоцветным, многолинейным. И в будущем уже на основе полученного опыта, выбрать для себя то, что ему близко.

- Спасибо Надежда, за то, что поделились своим родительским опытом. Успехов вам и удачи!

Проект «Время перемен – оказание помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) в социальной адаптации при обучении в условиях инклюзивной школы в постпандемический период» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Благодарим также Ассоциацию "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ" за поддержку наших детей и проекта «Время перемен».

Садоводство

130921577_935057690363567_75516449872725

12 декабря 2020

Когда за окном лежит снег, невольно начинаем скучать по лету, цветам и зеленым листьям на деревьях. В рамках кружка по садоводству дети проекта «Время перемен» изучают жизненный цикл растений и учатся ухаживать за ними. И вот уже подготовленные семена проклюнулись, а подросшую рассаду посадили в горшки. Ждем урожай томатов, а зеленый лук уже можно использовать на занятиях по кулинарии.

Проект «Время перемен – оказание помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) в социальной адаптации при обучении в условиях инклюзивной школы в постпандемический период» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Благодарим также Ассоциацию "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ" за поддержку наших детей и проекта «Время перемен».

Отзывы родителей детей с РАС, участвующих в проекте

132193694_942416606294342_90266010287881

23 декабря 2020

Сегодня мы публикуем интервью с Александром, папой Мирона. Мирон в сентябре пошел в первый класс и сейчас, вместе с другими детьми, участвует в проекте "Время перемен".

«Чтобы на него могли положиться»

- Здравствуйте, Александр. Расскажите, пожалуйста, как вы узнали о прикладном анализе поведения? О ресурсном классе?

- Про прикладной анализ поведения, все, наверно, знают, у кого аутизм. Нельзя не знать. Нам буквально первый врач рассказал о способах адаптации и взаимодействии с детьми. Дальше больше. Путём ресерча искал школу, где могут помочь. Не мог представить своего сына в школе! Казалось, это невозможно… Советов не было. Всё сами. Выбрал ТОП-3. А первая школа для собеседования стала №1367. В остальные мы не дошли! Остались довольны! Первоклассник…

- А что конкретно вам нравится? Какие аспекты отмечаете?

- Во-первых, нравится, что честно и по делу. Не дают обещаний пустых, и не делают обратного. Во-вторых, ребёнку понравилось, а это уже само Чудо! Он демонстрирует успехи. Видно, что развивается. Это радостно. В-третьих, хорошие специалисты, а в человеческом плане - хорошие люди. Я думаю, что есть отклик на человеческое отношение.

- Скажите, пожалуйста, Александр, а есть ли обратная связь со специалистами?

- Да, есть. Каждый день общаемся с педагогами, с тьюторами, также в чате WhatsApp. Документы есть, где специалисты пишут сложности, о том, как происходит работа. Родители оставляют комментарии. Происходит информационный взаимообмен, от которого все выигрывают.

- Расскажите, а что вы используете дома для дальнейшей абилитации?

- В данный момент просто живём… Играем, общаемся. Вплетаем в конструкцию повседневные бытовые вещи, но следуя общим принципам, которые поддерживаются в школе. К примеру, поведение при отказах. Модель взаимодействия одинакова как в школе, так и дома. Единая среда по ключевым параметрам. Варианты получения должны быть везде одинаковы.

- Как, по вашему мнению, важно ли ребёнку из спектра находится в инклюзии?

- Безусловно, важно. Жизнь человека – она ведь общественная. А у таких детей – это Самая Большая Проблема. Чтобы образовывать связи между людьми. Чтобы дети были интегрированы и коммуницированы во вполне понятную историю! Ведь Человек находится в сети социальных перекрёстков. А инклюзия нужна, чтобы сеть не становилась дырявой! Взаимодействовать. Чтобы на него могли положиться.

Проект «Время перемен – оказание помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) в социальной адаптации при обучении в условиях инклюзивной школы в постпандемический период» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Благодарим также Ассоциацию "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ" за поддержку наших детей и проекта «Время перемен».

Коммуникативная группа - это открытое и комфортное пространство для общения детей с аутизмом со своими одноклассниками.

132480237_942913846244618_67055129338725

25 декабря 2020

Коммуникативная группа - это открытое и комфортное пространство для общения детей с аутизмом со своими одноклассниками.

Чтобы научиться общаться, детям с аутизмом нужно много помощи – совместно с учителями и тьюторами они учатся социально приемлемым правилам поведения, навыкам просьбы, ожидания, базовым навыком поведения в ситуациях приветствия и знакомства и обобщают их вместе со сверстниками в рамках коммуникативной группы. Вместе дети занимаются творчеством и общаются на разные темы, которыми интересуются дети данного возраста.

Нам очень приятно, что нейротипичные сверстники с большим желанием приходят на занятия коммуникативной группы и, в свою очередь, уже успели узнать особенности проявления аутизма и как лучше вести себя с такими детьми. Этот взаимный процесс обучения дает нам надежду на то, что нынешнее поколение детей, став взрослыми, будет более терпимым к особенностям других, более социально зрелым и ответственным.

Проект «Время перемен – оказание помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) в социальной адаптации при обучении в условиях инклюзивной школы в постпандемический период» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Благодарим также Ассоциацию "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ" за поддержку наших детей и проекта «Время перемен».

Взаимодействие с родителями в проекте

136676438_952196398649696_38845403694447

08 января 2021

Родители и другие члены семей, воспитывающих детей с РАС из целевой группы проекта «Время перемен» являются важными участниками обучающего процесса.

Очевидно, что обучать детей социальным и любым другим навыкам исключительно в пространстве школы неэффективно без их последующей генерализации и использования вне школы в разных жизненных ситуациях. Поэтому родители должны быть проинформированы о применяемых методиках и протоколах обучения, должна быть налажена обратная связь между педагогами и родителями, а родители и другие члены семей стараются придерживаться общих принципов руководящего контроля и поддерживать поведенческие протоколы вне школы.

В рамках проекта «Время перемен» предусмотрено значительное количество консультаций родителей детей с РАС, которые проводят кураторы и супервизоры проекта. Кроме того, в ежедневном формате родители получают информацию о поведении ребенка и соблюдении им установленных правил на уроках, а также вне их на переменах, в столовой и т.д. Дети с более высоким уровнем навыков работают в рамках индивидуальных поведенческих договоров, обсуждаемых и заключаемых с ребенком, остальные дети работают в рамках сформированных правил, например "спокойные руки и ноги", "хорошо говорю", "хорошо слушаю", "хорошо работаю". Правила регулярно обсуждаются с детьми и напоминаются в том числе в визуальном формате в виде соответствующих карточек с пиктограммами.

Проект «Время перемен – оказание помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) в социальной адаптации при обучении в условиях инклюзивной школы в постпандемический период» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Благодарим также Ассоциацию "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ" за поддержку наших детей и проекта «Время перемен».

После прихода в нашу жизнь covid-19 нашим детям и педагогом пришлось учиться существовать в новой реальности дистанционного обучения.

137514022_954236548445681_54980583993678

11 января 2021

После прихода в нашу жизнь covid-19 нашим детям и педагогом пришлось учиться существовать в новой реальности дистанционного обучения. Еще весной в период повсеместной самоизоляции педагоги ресурсных классов школы 1367 попробовали перевести в дистанционный формат индивидуальные и групповые занятия с детьми. Дистанционно проводились консультации родителей и супервизии.

Дети с РАС очень нуждаются в живом общении со сверстниками и педагогами, ведь основной их дефицит лежит в сфере общения и социального взаимодействия, которому невозможно научиться, сидя дома. Но ситуации бывают разные.

Накопленный багаж новых навыков и приемов дистанционной работы активно используется в рамках проекта «Время перемен»: кто-то из детей, к сожалению, периодически болеет, у кого-то болеют родственники и дети попадают в карантин, периодически возникают внеплановые каникулы, а для детей с РАС очень важно сохранение непрерыности учебного процесса, так как навыки приобретаются долго и сложно, а потерять их можно очень быстро. Все подобные случаи рассматриваются командой специалистов индивидуально, но для любого ребенка проекта программа может быть оперативно скорректирована для временной работы в дистанционном режиме, а родители получить необходимую поддержку тьюторов, учителей, а также поведенческих специалистов проекта.

Проект «Время перемен – оказание помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) в социальной адаптации при обучении в условиях инклюзивной школы в постпандемический период» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Благодарим также Ассоциацию "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ" за поддержку наших детей и проекта «Время перемен».

Возможность выхода в общеобразовательные классы и взаимодействие с нормотипичными сверстниками в процессе урока являются важной составляющей процесса социальной адаптации детей с РАС.

140248446_959088277960508_30488031057346

20 января 2021

Все дети с РАС, обучающиеся в ресурсных классах, являются учениками соответствующих общеобразовательных классов – у кого-то это 1Л, а у кого-то 3К, ведь ресурсный класс это не отдельная структурная классная единица, а образовательное пространство, в котором все дети с РАС могут найти поддержку в разработке индивидуального образовательного маршрута и планов коррекции поведения, получить передышку, когда она им необходима, а также позаниматься со специальными педагогами по своей программе в индивидуальном или подгрупповом формате.

Дети посещают уроки со своими сверстниками в общих классах по максимально доступному для них количеству дисциплин, которое определяется индивидуально с учетом текущих поведенческих особенностей ребенка, уровня его программы и навыков – кто-то ходит на все предметы в общий класс, кто-то пока только на физкультуру и музыку, кто-то на окружающий мир и технологию.

В любом случае все дети выходят в общий класс с тьюторской поддержкой, а также с заранее подготовленными адаптированными материалами по теме урока. Выход на урок в общий класс это комплексная задача, требующая большой предварительной подготовки: дети с РАС должны научиться базовому набору учебных навыков и поведенческим моделям (слушать учителя, поднимать руку, сидеть тихо, отвечать по команде учителя и т.д.), которые отрабатываются с ребенком в рамках его индивидуальной программы и поведенческого плана. Ведь настоящая инклюзия должна учитывать потребности и возможности всех детей класса и делать процесс обучения интересным и дружелюбным.

Возможность выхода в общеобразовательные классы и взаимодействие с нормотипичными сверстниками в процессе урока являются важной составляющей процесса социальной адаптации детей с РАС.

Проект «Время перемен – оказание помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) в социальной адаптации при обучении в условиях инклюзивной школы в постпандемический период» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Благодарим также Ассоциацию "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ" за поддержку наших детей и проекта «Время перемен».

Инклюзивная коммуникативная группа

149543493_972097399992929_80670749503185

11 февраля 2021

Чтобы поговорить об инклюзивной коммуникативной группе мы обратились к одному из вдохновителей и создателей таких групп в нашей школе - Марии Александровне, учителю ресурсного класса ГБОУ №1367.

- Здравствуйте, Мария Александровна. Спасибо, что уделили время. Расскажите, пожалуйста, как возникла идея создания ИКГ?

– Здравствуйте. Идея зародилась в конце мая 2020 года, когда я заполняла данные по ABLLS-R! Я обнаружила, что некоторые навыки, связанные с коммуникацией совсем не развиты или развиты крайне мало. Я задумалась. Как можно помочь ребятам с РАС подтянуть навыки коммуникации? Ведь на переменах не всегда получается построить конструктивный диалог, в основном - обрывки, кусочки и перемена закончилась. Во время же школьных занятий учащиеся с РАС чаще обращаются к тьюторам, а не к своим одноклассникам при возникновении какой-либо ситуации (нет ластика или карандаша нужного цвета). Получается, что коммуникация происходит, но с минимальным общением, отсутствием диалога. Ученики с РАС скорее не знают, как вступить в диалог со сверстником социально-приемлемым способом. Поэтому их попытки не эффективны и заканчиваются часто выбором более удобного взрослого для построения общения.

- Очень интересные наблюдения и выводы! Как же вы нашли выход в сложившихся обстоятельствах? Как подтолкнули ребят к диалогу?

- Идея создания образовательной модели без тьютора, без взрослого пришла почти сразу. Определённая модель обучения, при которой ученик с РАС будет проявлять инициативу, самостоятельность, настойчивость в построении качественного диалога. Создавая обусловленность для участников ИКГ, ученику с РАС предоставляются уникальные возможности к построению разнообразных коммуникативных цепочек. Он ищет возможности для диалога! У него высокая мотивация. Постепенно учащиеся с РАС начинают выстраивать коммуникативные траектории. Ширятся их базовые, а также функциональные, эмоциональные, профессиональные коммуникативные навыки. Также в ИКГ присутствует не только межличностная, но и групповая коммуникация. Ребята получают навыки взаимоотношений и сотрудничества в команде, где я могу сделать что-то полезное для всех членов группы. Я что-то могу попросить у сверстника, чего, допустим, у меня нет, узнать о чём-то важном для меня, выполнить что-то для сверстника и тд. Возрастает личностная самооценка участников, так как они чувствуют себя успешными. Психоэмоциональный фон меняется из тревожного-беспокойного, где меня могут обидеть, на спокойный, не напряжённый, в каких-то моментах радостный.

– Как замечательно! Мария Александровна, а скажите пожалуйста, по каким критериям Вы выбирали учеников в группы?

- В настоящее время я веду две Инклюзивные Коммуникативные Группы. В каждой группе объединены учащиеся с РАС и учащиеся из обычной начальной школы. Учащиеся с РАС попали в группу из-за уже сформировавшегося хорошего понимания обращённой речи, а также их речь понятна окружающим. Ученикам интересно общение, то есть общение выступает здесь как мотивация, а не принуждение. Они сами инициируют общение. Умеют задавать вопросы. К примеру, у нас в группе есть девочка, которой интересны дети. Она много задаёт вопросов по поводу ребят. Какие у девочек прически? Что нарисовано на рюкзаке? Что делает Настя, кого лепит, почему и так далее.

– Мария Александровна, расскажите, как прикладной анализ поведения помог в построении концепции, целей и задач ИКГ?

- ПАП задаёт вектор. Это основа. К примеру, чтобы учащиеся с РАС могли целесообразно двигаться перед нами стояли задачи: снять барьеры (тревожность, беспокойство, напряжение) при общении, выстроить базовые и далее расширять коммуникативные цепочки, повысить инициативность, личностную успешность, уверенность, а также сформировать навыки командной работы. Большая наша цель, чтобы сформированные навыки ребята с РАС смогли перенести в естественную среду для полноценного общения! Соблюдение правил группы поддерживается ПАП, мы подкрепляем поведение, которое описано в правилах. Например, если дети сидят тихо и вежливо просят у друг друга что – либо они получают жетоны или если они предлагают свою помощь кому-то. К примеру: Дружелюбная атмосфера. Сидим тихо, спокойно. Никто не ругается. Не кричит. Не бегает. Не трогает другого без его согласия. Учимся быть вежливыми. Учимся ждать. Не берём чужие вещи и тд.

- Расскажите, пожалуйста, о структуре занятий? Из каких этапов состоят?

- Между собой соревнуются две команды, которым нужно собрать по 10 жетонов. Подключаем, конечно, мотивацию, которая связана и с творческой, и с познавательной, и с развлекательной деятельностями, которые востребованы всеми детьми. Обычно в начале у нас Приветственный Круг, потом Диалоги, в процессе можем наращивать Диалоги, а во второй части Творческая Поделка. Творческие поделки у нас из различного материала, так интереснее! Не ограничиваем свою фантазию. И макароны, и семечки и другие подручные материалы. Дети обращаются друг к другу за помощью, чтобы вместе собрать нужное количество жетонов. К примеру: «Слепи для Вероники цветочек, раскрась Нюшу для Серёжи, вырежи для Насти круг и тд».

– Мария Александровна, интересно ли ученикам из обычной школы в Инклюзивной Коммуникативной Группе? Что вы им предлагаете, чем привлекаете?

- Во-первых, занятия интересны, они мотивационные. Мы их тщательно продумываем и выстраиваем на основании образовательных данных учащихся, чтобы они были по возрасту, по навыкам и умениям и в тоже время давали что-то новое. Кроме получения знаний, школьники развивают и мелкую моторику, и фантазию, и эмоциональный интеллект. А также у них формируются soft skills. Это так называемые «гибкие навыки», которые сейчас очень востребованы. Это: креативность, умение нестандартно мыслить, работа в команде, высокая коммуникабельность, стрессоустойчивость, возможность находить общий язык с разными людьми. Обучаться самому и обучать другого. Ну, и самое важное, я считаю, это дружба! Дети сдружились! Они ждут того, кто не пришёл. Сожалеют, что кто-то заболел. Жалко, что Насти нет… Это очень трогательно… Так по-настоящему… Живой организм! Где поощряется забота друг о друге, где процветает уважение друг к другу, где раскрываются как бутоны способности и таланты, где каждый может помочь, может сделать что-то полезное для всех, где учитывается ценность и самость каждого. Ребёнок знает, что его тут не обидят, что его ждут! Радуются, что он пришёл! Наверное, это и значит стать успешным и счастливым.

Проект «Время перемен – оказание помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) в социальной адаптации при обучении в условиях инклюзивной школы в постпандемический период» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Благодарим также Ассоциацию "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ" за поддержку наших детей и проекта «Время перемен».

Самостоятельно обучаюсь – наша цель

161705108_992401044629231_71655222557127

17 марта 2021

Интервью с одним из супервизоров проекта "Время перемен" - Натальей Иншаковой, ВСаВА

- Здравствуйте, Наталья. Очень рады, что нам удалось задать Вам несколько вопросов. Уверены, что эта информация будет полезна и специалистам, и родителям, которые взаимодействуют с учащимися с расстройствами аутистического спектра.

- Наталья, как вы считаете, с учётом Вашего опыта, так ли важно организовать среду во время занятий для детей с расстройствами аутистического спектра?

- Это необходимо. Если уютно, гораздо приятнее учиться и работать. Но это всё лирика. Основное – это функциональное зонирование. Где ничего не отвлекает от главного. Потому что это среда, в которой дети и специалисты находятся по восемь и более часов.

- А какими способами достигается функциональное зонирование?

- Существуют структурированные системные зоны, которые выполняют задачи обучения. К примеру: общая зона, игровая, простое сугубо индивидуальное зонирование один на один, социально-бытовая зона и тд.

- Расскажите, пожалуйста, поподробнее о зонах?

- К примеру «Общую зону» можно трансформировать. В неё включены: зона творчества, зона эмоционального регулирования, календарь.

Зона творчества подразумевает выставку детских работ. Важно чтобы их работы видели другие! Это социальное одобрение! Дети обращают на это внимание: это их достижения, успехи, это учит их делиться положительными эмоциями, что повышает мотивацию и самооценку ребенка. Выставка – это гордость для детей и родителей. «Мой рисунок взяли на выставку!», «Я умею рисовать!», «Я люблю рисовать!».

Зона регуляции управления сиюминутным эмоциональным состоянием. Лея Кайперс, американский эрготерапевт, имеющая огромный опыт работы в общеобразовательных школах, разработала особый метод – «Зоны регуляции». Это когнитивно-поведенческий подход, помогающий учащимся осознать свои эмоции и научиться самостоятельно регулировать своё состояние. Зоны регуляции представлены в виде наглядного плаката с распределением наиболее типичных эмоций и состояний по цветам, также визуальными вариантами, как вернуть себя в Зеленую зону.

Зоны можно сравнить с сигналами светофора. Зелёная зона – зелёный свет, рабочее, бодрое состояние, можно смело двигаться вперед в учебе. Жёлтая зона – внимание, ты испытываешь раздражение или тревогу. Красная зона – стоп! А синяя зона – как дорожный знак «зона отдыха» для восстановления сил и перезагрузки. Дети учатся понимать, что их негативные эмоции – это не плохо, а быть в зелёной зоне – не всегда обязательное требование. Например, если ребенок радуется или грустит, их чувства оправданы и уместны в той или иной ситуации. Но жёлтая зона на уроке – это повод принять меры для помощи ученику.

- Визуальные стратегии помогают в решении поставленных задач?

- Конечно. Мы структурируем среду посредством внедрения визуальных стратегий, индивидуальных и групповых. Визуальные стратегии, это не просто цвета и картинки . Оформление визуальных досок помогает держать информацию в голове. Через систему повторений. Спонтанная минута и мы можем повторить у доски. Стратегии перед глазами. Обобщаем в маленьких группах во фронтальных занятиях. Короткие блоки повторения, которые происходят регулярно. Это помогает учащимся. Наглядный стенд, который несёт эмоциональную нагрузку и обучающую, закрепляющую.

- Наталья, есть ли у организации зон ещё какие-то задачи, помимо вышеперечисленных?

- Сверхзадача в организации пространства обучения – по максимум НАУЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ! Дети с аутизмом нуждаются в частой обратной связи. Они привыкают, что всё время есть помощь (тьютор или родитель), и им всегда подскажут. Наша сверхзадача - построение такой системы, при которой произойдёт включение индивидуальной самостоятельности ученика. Как это может выглядеть? На полках в определённом порядке стоят контейнеры в которых находятся индивидуальные задания от простого к сложному. Стол, где уже заготовлены пособия и зона визуального индивидуального расписания. Множество функциональных рутин! Всё это для того, чтобы убрать посредника в обучении. Чтобы обучение стало происходить самостоятельно, естественным образом.

- Какие рекомендации вы бы могли дать родителям в организации среды дома?

- Дети зависят от родителя. У родителя часто нет времени. Он торопится. И по умолчанию родитель даёт подсказки. Поэтому структурированное индивидуальное зонирование нужно и дома, чтобы ребёнок с РАС научился распоряжаться своим временем и ориентироваться в пространстве самостоятельно! К примеру: стол для занятий, где размещено заранее составленное расписание деятельности, и презентация задания на основании которого он может что-то самостоятельно сделать (собрать пазл, разукрасить),также важно определить место для размещения финишных результатов самостоятельной деятельности. Ну и место и время получения вознаграждения за самостоятельность должно быть определено заранее! Так ребенок научится работать с удовольствием!

Игровое пространство снабженное визуальными подсказками можно продлить и на всю квартиру, например в кухне сделать памятки по шагам для приготовления простых вещей (налить себе воды, сделать чай, бутерброд, размешать сахар). Родитель может помочь обеспечить самостоятельность в выборе деятельности. В будущем это научит ребёнка самостоятельно проводить досуг, своё домашнее время.

- Наталья, благодарим вас за уделённое время! Желаем Вам успехов в вашей профессиональной деятельности, новых находок, интересных идей!

- Спасибо. До свидания.

Проект «Время перемен – оказание помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) в социальной адаптации при обучении в условиях инклюзивной школы в постпандемический период» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Благодарим также Ассоциацию "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ" за поддержку наших детей и проекта «Время перемен».

Навыки резки – базовые для освоения кулинарии

166066648_999836313885704_83719627592536

29 марта 2021

 

Навыки резки – базовые для освоения кулинарии. Казалось бы, что тут особо сложного – бери нож и режь! Но для ребенка с аутизмом это не так очевидно. Ведь яблоко круглое, а огурец длинный. Помидор мнется и выделяет много сока, банан вязкий, а хлеб крошится. Разные формы, разные текстуры. Где-то надо отрезать хвостик, где-то удалить семечки. Что-то режется дольками, что-то ломтиками, а что-то кубиками.

Дети проекта «Время перемен» очень разные по уровню навыков – кто-то уже перешел к комплексным кулинарным шедеврам, а кто-то еще должен освоить базовые навыки. Но каждому ребенку будет оказана поддержка в соответствии с текущим уровнем формирования навыка и сенсорными особенностями в рамках его индивидуальной программы. И конечно, техника безопасности, важный компонент обучения навыку резки.

Проект «Время перемен – оказание помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) в социальной адаптации при обучении в условиях инклюзивной школы в постпандемический период» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Благодарим также Ассоциацию "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ" за поддержку наших детей и проекта «Время перемен».

Социально-бытовые навыки в школе для учащихся с РАС 

167392365_1001768527025816_8655780046169075265_n.jpg

01 апреля 2021

Сегодня мы беседуем с экспертом по развитию социально-бытовых навыков Гончаренко Марией.

- Добрый день, Мария. Спасибо за уделённое время! Расскажите, пожалуйста, что подразумевается под понятием «Социально-бытовые навыки»? Что к ним относится?

- Две составляющие: социальные навыки и бытовые навыки. Бытовые навыки – это умение ухаживать за собой (гигиена), за одеждой, за домом. Это умение принимать пищу, готовить, определять съедобные/несъедобные продукты, определять чистое/грязное. Социальные же навыки - очень связаны с адаптацией в обществе. Это умение контактировать с людьми, умение выполнять поручения, пользоваться общественным транспортом. Социально-бытовые навыки, конечно, зависят от возраста, от потребностей человека. Для кого-то это самостоятельность в более взрослом возрасте, а для кого-то умение справляться со своей профессиональной деятельностью. В AFLS описано большое количество навыков. Кстати, скоро AFLS выходит на русском языке.

- Мария, опираясь на ваш значительный опыт, почему учащимся с РАС так важно работать над социально-бытовыми навыками?

- Просто потому, что это эти навыки самостоятельно очень плохо формируются. Ученик с РАС не всегда может научится путём наблюдения, копирования, анализа поведения других людей.

- Скажите, пожалуйста, какие могут существовать трудности в освоении навыков?

- Если сложный навык, тем сложнее в обучении. Но существуют и общие трудности в освоении социально-бытовых навыков:

* Сенсорное неприятие. Повышенная/пониженная чувствительность к раздражителю (слух, обоняние и тд).

* Сравнение с образцом. Много абстрактных понятий. К примеру: дежурство. Достаточно ли чистый пол? Где протирать до того, пока будет чистый? Абстрактные понятия, связанные с контекстом, с ситуацией трудны.

* Коммуникативный барьер. Обратится с просьбой о помощи и тд.

* Учащемуся с РАС трудно удерживать в голове цепочки поведения, которые необходимы для усвоения социально-бытовых навыков. Планирование.

- Как вы считаете, освоение навыков лучше происходит в групповом или индивидуальном формате обучения?

- В групповом эффективнее. Ведь цель социально-бытовых навыков, это как можно меньшее участие тьютора или любого человека. Выполнять фронтальные инструкции. Чтобы учащиеся с разными людьми могли взаимодействовать. А в будущем, человек с РАС мог заниматься самостоятельно трудовой деятельностью. Самостоятельно существовал! Самостоятельно работал! И мы должны к этому стремится.

- Мария, скажите, пожалуйста, что нужно, чтобы организовать работу над навыками в школе? Какими методиками вы пользуетесь?

- Мы используем ПАП. Прикладной Анализ Поведения. Это наука о поведении человека, внутри которой огромное количество методов. Это формула, по которой мы анализируем поведение и выстраиваем на основе анализа поведения новые навыки. В школе необходимы: помещение + оснащение + время для занятий. К примеру, для навыка приёма пищи – столовая и подготовленный персонал; для навыка приготовления пищи – максимально насыщенная среда того, что встречается; предтрудовые навыки – специальный персонал, специфическое оснащение.

- Мария, благодарим вас за уделённое время! Спасибо вам! Успеха вашим делам!

- Пожалуйста. И вам всего хорошего.

Проект «Время перемен – оказание помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) в социальной адаптации при обучении в условиях инклюзивной школы в постпандемический период» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов

Благодарим также Ассоциацию "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ" за поддержку наших детей и проекта «Время перемен».

Как организовать группу по адаптивной физкультуре для детей с РАС в общеобразовательной школе?

Снимок экрана 2021-04-19 в 15.28.26.jpg

17 апреля 2021

 

17 апреля 2021 года состоялся второй вебинар в рамках проекта «Время перемен» - "Группа "Адаптивная физкультура» для детей с РАС в общеобразовательной школе". Вместе с Владимиром Акимушкиным, учителем физкультуры и тренером по тхэквондо мы обсудили рекомендации по организации группы, структура занятий, какие инструменты можно использовать для вовлечения детей с РАС в процесс (индивидуальные поощрения, визуальные подсказки и т.д.), практические примеры по работе над развитием отдельных навыков. 

Изменения под контролем

Как снизить тревожность у детей с РАС в условиях школы?

Вебинар ВП 1.png

28 апреля 2021

 

3 марта 2021 года состоялся первый вебинар в рамках проекта «Время перемен» - «Изменения под контролем – как снизить тревожность у детей с РАС в условиях школы. Обсуждаем реальный кейс». Вместе с Татьяной Овсянниковой, куратором ресурсных классов для детей с РАС и специалистом по прикладному анализу поведения, на примере реального кейса в рамках проекта мы рассмотрели нюансы, связанные с так называемой «проблемой переходов».

Переходы/Transitions 
Как снизить тревожность у детей с РАС в условиях школы?

177871634_1018721931997142_5675002172709

28 апреля 2021

 

Переход – это изменение. Новая ситуация, в которую может попасть каждый человек. К примеру, поездка за границу. Где вы не знаете язык, обычаи и пр. В такой ситуации мы не знаем, мы не понимаем, что же делать? Как вести себя? Конечно, во взрослом возрасте у нас вырабатываются необходимые ресурсы поддержки, и мы научаемся с этим справляться. Но детям, тем более детям с РАС, понизить свой уровень тревожности бывает самостоятельно очень сложно. Дети с РАС часто обнаруживают неприятие каких-либо изменений в своей жизни и окружающей обстановке, иногда изменения и переходы пугают их вплоть до состояния паники. Это связано с нарушением подвижности психических процессов, когнитивной негибкостью. Как помочь им? Как выработать адаптивные способы реагирования?

Личные границы (personal space)

182950391_1024154668120535_6424602835253

07 мая 2021

 

Понимание концепции личного пространства и необходимости соблюдения личных границ является одним из важных социальных навыков, которым необходимо обучать детей с РАС.

С чего начать работу с ребенком, какие цели поставить, какими инструментами поддержки воспользоваться, мы обсуждали 21 апреля на вебинаре «Формирование навыков социального взаимодействия: обучение навыкам соблюдения личных границ и безопасности взаимодействия» вместе с Дзерассой Гояевой (поведенческий аналитик, психолог, куратор ресурсных классов для детей с РАС).

Проведение итоговой диагностики детей с РАС целевой группы проекта

186558719_1030269700842365_1630567567103739308_n.jpg

17 мая 2021

 

Подходит к концу учебный год, вступает в завершающую фазу проект «Время перемен».

Специалисты ресурсных классов под руководством кураторов проекта начали проведение итоговой диагностики текущего уровня развития социальных, коммуникативных и учебных навыков детей и произошедших с начала учебного года изменений.

Для проведения диагностики используются методики ABLLS-R и CALS.

Индивидуальная система самостоятельной работы

187150354_1030658217470180_9099692223119385232_n.jpg

18 мая 2021

 

Одной из важных задач, поставленных в рамках проекта "Время перемен" и необходимых для повышения уровня социальной адаптации у детей с РАС, является обучение детей навыком самостоятельной деятельности, в том числе учебной.

Именно этой теме был посвящен специальный дополнительный тренинг тьюторов "Индивидуальная система самостоятельной работы", проведенный 13 мая одним из супервизоров проекта "Время перемен" - Натальей Иншаковой, BCaBA.

Переходы/Transitions 
Как снизить тревожность у детей с РАС в условиях школы? Описание кейса

191433750_1037083996827602_7836011372291901673_n.jpg

28 мая 2021

 

Сегодня мы публикуем подробное описание методического кейса из практики проекта «Время перемен».

В его рамках вы можете увидеть одну из возможных проблем, возникающих у детей с РАС в области социального взаимодействия – проблема «переходов» и как специалисты ресурсной зоны в общеобразовательной школе справляются с ее решением, опираясь на научно обоснованные методы, такие как прикладной анализ поведения.

Мы выражаем огромную благодарность всей команде ресурсного класса - тьюторам, учителю ресурсного класса, а также куратору и супервизору класса, под руководством которых был пройден весь этот нелегкий для ученика с РАС путь.

Проект «Время перемен – оказание помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) в социальной адаптации при обучении в условиях инклюзивной школы в постпандемический период» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Благодарим также Ассоциацию "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ" за поддержку наших детей и проекта «Время перемен».

Завершение учебного года 2020-2021

192526909_1038149976721004_8356251800077947145_n.jpg

30 мая 2021

 

Вот и поставлена финальная точка в школьных занятиях учебного года 2020-21. В последний день занятий все мысли уже о предстоящих каникулах – дети сделали творческие работы, посвященные лету.

В этом году перед командой проекта «Время перемен» стояла важная задача – с учетом новой внешней реальности создать условия для развития социальных навыков у детей с РАС. Да, в этом году было меньше возможностей для проведения мероприятий вне школы и в общешкольных форматах. Тем не менее, нам удалось реализовать все запланированные внеурочные форматы – занятия АФК, творчеством, музыкой, садоводством. Благодаря активному участию администрации, в школе появился оборудованный кабинет для развития социально-бытовых навыков и кулинарии, что стало важным вкладом в развитие навыков самостоятельности. Мы также хотим сказать огромное спасибо всем одноклассникам наших детей с РАС, принявшим активное участие в работе коммуникативных групп.

Результаты финальной диагностики подтверждают прогресс каждого из учеников с РАС, участвовавшего в проекте – у кого-то он больше, у кого-то меньше, но динамика есть у всех. Окончание занятий у детей не означает окончание работы педагогов – в ближайшее время будут закончена работа над анализом результатов диагностики и сформирована итоговая отчетность по проекту.

Проект «Время перемен – оказание помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) в социальной адаптации при обучении в условиях инклюзивной школы в постпандемический период» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Благодарим также Ассоциацию "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ"

за поддержку наших детей и проекта «Время перемен».

Коммуникативная группа

194475525_1040091929860142_8401139272439553280_n.png

02 июня 2021

 

На прошедшем 22 апреля вебинаре «Коммуникативная группа: трансформация и опыт организации на базе общеобразовательной школы» вместе с учителем ресурсного класса, педагогом- дефектологом Марией Катаевой мы подробно разобрали вопросы организации коммуникативных групп для детей с аутизмом и сопутствующими нарушениями: формат группы, структуру занятий, задачи педагога, стратегию обучения.

Итоговые консультации родителей

206218730_1056944654841536_7589989348925654553_n.jpg

10 июня 2021

 

На последней неделе мая в рамках проекта «Время перемен» прошли итоговые встречи родителей учеников с РАС и специалистов проекта (кураторов и супервизоров) при участии учителей ресурсных классов.

На встречах был подведен итог реализации индивидуальных учебных планов детей, а также итоги реализации поведенческих планов. Родители получили рекомендации по работе с детьми в период летних каникул, а также примеры заданий для организации творческого досуга детей.

Проект «Время перемен – оказание помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) в социальной адаптации при обучении в условиях инклюзивной школы в постпандемический период» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Благодарим также Ассоциацию "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ"

за поддержку наших детей и проекта «Время перемен».

Итоги диагностики детей целевой группы

206227305_1056952851507383_586352078899125475_n.jpg

30 июня 2021

 

В начале учебного года всем детям с РАС целевой группы проекта "Время перемен" была проведена диагностика стартового уровня развития социальных, коммуникативных и академических навыков. Диагностика 15 из 16 детей проводилась на базе методики ABLLS-R, разработанной Д.Партингтоном. Методика переведена на русский язык и адаптирована для использования в РФ. В своем полном варианте данная методика позволяет оценить более 500 различных навыков в 25 областях, показать общую картину сформированности навыков для каждого ребенка и определить зоны ближайшего развития. Для одного ребенка с более высоким уровнем развития навыков была использована методика CALS. По окончанию учебного года, в течение которого реализовывался проект «Время перемен», детям целевой группы проекта была проведена повторная диагностика.

Результаты итоговой диагностики показали, что у всех 16 детей целевой группы повысился уровень развития навыков. При этом наибольший прирост (20-38%) показали дети первого года обучения, которые только начали обучение в формате модели «ресурсный класс», а также впервые начали использовать прикладной анализ поведения в основе реабилитации. Дети более старших годов обучения также демонстрируют положительную динамику совокупного развития навыков. При этом за время реализации проекта дети не только улучшили уже имеющиеся у них навыки, но и сформировали ряд новых.

Если рассмотреть только те виды навыков, которые в напрямую связаны с уровнем социальной адаптации (это прежде всего коммуникативные навыки – диалог, восприятие речи, спонтанная речь, а также навыки социальной интеграции, генерализации (обобщения), соблюдения школьного режима, выполнения групповых инструкций и т.д.), то все дети целевой группы также демонстрируют рост уровня развития данных навыков по итогам реализации проекта. При этом у половины детей целевой группы прогресс в развитии данных видов навыков превышает общий прогресс по развитию всех диагностируемых в ходе тестирования навыков.

Мы уверены, что обучение детей с РАС в формате инклюзивной школы в рамках модели "ресурсный класс" с использованием методов в рамках прикладного анализа поведения позволяет организовать эффективную обучающую среду для развития полного спектра навыков детей - как академических, так и навыков коммуникации и социальной адаптации, дефицит которых составляет основу диагностики РАС.

Проект «Время перемен – оказание помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) в социальной адаптации при обучении в условиях инклюзивной школы в постпандемический период» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Благодарим также Ассоциацию "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ"

за поддержку наших детей и проекта «Время перемен».

Результаты проекта глазами родителей детей с РАС

206147601_1056933541509314_7958636838874112233_n.jpg

30 июня 2021

 

Десять месяцев назад, начиная проект «Время перемен», мы в АНО "Учимся вместе" поставили основной целью повышение качества жизни детей с РАС и их семей. Сейчас, когда проект подошел к своему завершению, мы провели опрос родителей детей с РАС целевой группы о его результатах.

Все семьи целевой группы отметили улучшение уровня развития навыков у своих детей – расширение словарного запаса, увеличение количества просьб, лучшее понимание правил, повышение самостоятельности. Среди наиболее значимых приобретенных навыков были отмечены умение ждать, адаптация к большому количеству людей вокруг, самостоятельная работа по расписанию, самостоятельный досуг.

Большинство родителей также отметили снижение проявлений нежелательного поведения. По мнению родителей, у их детей улучшилось переключение между видами деятельности, усидчивость, снизилась тревожность при изменениях, стало легче договариваться.

В течение года родители получали регулярные консультации от специалистов относительно хода реализации индивидуальных программ развития навыков и поведенческих планов. Все родители отметили продуктивную коммуникацию с кураторами и супервизорами в ходе реализации проекта.

Какой же самый важный итог реализации проекта «Время перемен» для семей?

«Возможность социализировать ребенка, перенести навыки коммуникации, нахождения и соблюдения правил в школе, в школьном коллективе на другие общественные места и на общение с родственниками в первую очередь.»

«Что ребенок готов и может быть более самостоятельным чем мы ожидаем.»

«Мы спокойны, что ребенок учиться там, где его понимают, и с таким коллективом, где ЗНАЮТ чему и как обучать его.»

Проект «Время перемен – оказание помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) в социальной адаптации при обучении в условиях инклюзивной школы в постпандемический период» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Благодарим также Ассоциацию "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ"

за поддержку наших детей и проекта «Время перемен».