Время перемен

Цель проекта - Повышение качества жизни детей с РАС и их семей за счет восстановления пострадавших в результате пандемии и дальнейшего развития навыков социализации у детей с РАС, обучающихся в условиях инклюзии в общеобразовательной школе в формате модели ресурсный класс, с помощью методов с научно доказанной эффективностью (ПАП)

Задачи проекта:

Создание возможностей для эффективного и полноценного включения и социализации детей с РАС в процессе инклюзивного образования в общеобразовательной школе с применением методов с научно доказанной эффективностью (ПАП) в формате модели ресурсный класс

Расширение возможностей для социализации детей с РАС за счет развития коммуникативных, социально-бытовых и социальных навыков детей с РАС путем включения их во внеурочную деятельность, в том числе вместе с нейротипичными сверстниками

Содействие созданию толерантной помогающей инклюзивной среды для детей с РАС в общеобразовательной школе, способствующей развитию навыков социализации у детей с РАС​

Распространение информации об эффективных образовательных методиках обучения и социализации детей с РАС среди семей, воспитывающих детей с РАС

Проект реализуемся с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов, а также при участии Ассоциации "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ"

Вебинары для родителей и специалистов

Изменения под контролем - как снизить тревожность у детей с РАС в условиях школы. Обсуждаем реальный кейс.

(Овсяникова Татьяна - куратор проекта, поведенческий аналитик)

Группа "Адаптивная физкультура" для детей с РАС в общеобразовательной школе. Опыт организации. Важность для социальной адаптации детей.

(Акимушкин Владимир - учитель физкультуры высшей категории, тренер Международной Федерации Тхэквондо)

 

Формирование навыков социального взаимодействия: обучение навыкам соблюдения личных границ и безопасности взаимодействия

(Гояева Дзерасса - куратор проекта, поведенческий аналитик)

Коммуникативная группа: трансформация и опыт организации на базе общеобразовательной школы

(Мария Катаева - учитель ресурсного класса, специалист по ПАП)

95c4c5ca-a0b2-48a9-a67a-a705fcc3e567.jpg

Новости и публикации

Сегодня стартует проект "Время перемен"

118695484_856676234868380_34471168516236

01 сентября 2020

Вот и наступило 1-е сентября, которое с большим нетерпением ждали наши дети с аутизмом, ведь последний раз они приходили на уроки в конце марта, почти 5 месяцев назад!
Эти месяцы дались очень трудно. Несмотря на оперативно организованное командой специалистов ресурсных классов дистанционное обучение, дети были лишены главного – возможности живого общения и нахождения в среде своих сверстников. Социальная адаптация это не просто красивые и модные слова, а жизненная необходимость для детей с РАС, это их билет в лучшее будущее.

Международный день социального педагога

120574640_880575269145143_20835940608185

02 октября 2020

В принятом Министерством труда в 2017 году профессиональном стандарте (Приказ Министерства труда №10н от 10.01.2017) данная профессия относится к группе специалистов в области воспитания вместе с вожатым, педагогом-организатором и тьютором.
В последние годы тьюторы все чаще появляются в школах и садах, реализующих концепцию инклюзивного образования, при этом понимание их функционала еще не до конца сформировано даже в администрациях образовательных учреждений.
Кто же такой тьютор, работающий с детьми с особыми образовательными потребностями?

«Учитель, образ его мыслей, - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании.» (А. Дистервег)

120754065_882887345580602_43732663665703

05 октября 2020 

Завершилась диагностика навыков детей проекта

121014483_884599002076103_48825439336495

07 октября 2020

С начала работы проекта «Время перемен» прошло чуть больше месяца, но уже сделано многое.
Как и планировалось изначально, под руководством кураторов проекта все дети прошли диагностику социальных, коммуникативных и учебных навыков с использованием общепризнанных диагностических методик (в основном ABBLS-R и CALS), для некоторых детей была дополнительно проведена функциональная диагностика поведения.
Для формирования комплексной картины уровня развития социальных навыков и особенностей социального поведения детей вне школы все родители детей прошли дополнительное анкетирование с использованием элементов методики Adaptive behavior assessment system (ABAS-3).

Учитель ресурсного класса это ключевое звено организации образовательного процесса, ведь, помимо занятий, он участвует в формировании индивидуальных образовательных маршрутов детей, где кроме академических и учебных целей, по результатом проведенной диагностики в начале учебного года в индивидуальном маршруте каждого ребенка поставлены также цели по развитию социальных и коммуникативных навыков. Учителя отслеживают результаты, координируют работу всей команды специалистов, работающих с ребенком, взаимодействуют с родителями и учителями начальных классов, участвуют в проведении информационных и обучающих мероприятий для специалистов и родителей, а также уроков понимания для детей, ведут коммуникативные группы.

08 октября 2020

Адаптивная физическая культура в процессе реабилитации и социальной интеграции детей с аутизмом.

121046360_884616948740975_26006348212902

Зачем нужны «Уроки добра и понимания»?

125357431_916283822240954_67861090514096

17 ноября 2020

 

В рамках дня «Дня доброты и толерантности», в Школе 1367 была проведена серия мероприятий для воспитанников дошкольных учреждений, обучающихся начальной школы, а также учащихся 5 и 6 классов.


Сегодня мы берем большое интервью у Акимушкина Владимира Ивановича, учителя физкультуры в ГБОУ г.Москвы «Школа №1367»

Социально-бытовые навыки у детей с РАС

127155303_922842201585116_41378863104960

24 ноября 2020

 

Благодаря обустроенному школой помещению, в рамках программы дети уже начали отработку таких простых бытовых умений, как умение гладить, застилать кровать, мыть посуду и складывать свои вещи.

Роль супервизора и куратора в проекте

127238382_924092218126781_11918655931954

26 ноября 2020

 

С начала работы проекта кураторы и супервизоры регулярно в очном и дистанционном режимах осуществляют консультирование специалистов школы и родителей детей с РАС, курируют занятия с детьми с РАС в формате учебной и внеурочной деятельности, в том числе занятия по АФК, социально-бытовым навыкам, работу коммуникативных групп.

Что делает тьютор, когда у его подопечного перемена?

128396928_927239647812038_48236344191879

30 ноября 2020

 

Очень часто этим вопросом задаются родители ребенка, учителя общеобразовательных классов и школьная администрация.

Давайте подробнее разберемся с этим вопросом при помощи тьютора ресурсной зоны Юлии Шишминцевой.

Отзывы родителей детей с РАС, участвующих в проекте

129427025_930799470789389_42172588348122

05 декабря 2020

 

Сегодня мы публикуем отзыв Надежды, мамы Вовы, о ее впечатлениях об участии в проекте "Время перемен".

Садоводство

130921577_935057690363567_75516449872725

12 декабря 2020

 

Когда за окном лежит снег, невольно начинаем скучать по лету, цветам и зеленым листьям на деревьях.

Отзывы родителей детей с РАС, участвующих в проекте

132193694_942416606294342_90266010287881

23 декабря 2020

 

Сегодня мы публикуем интервью с Александром, папой Мирона. Мирон в сентябре пошел в первый класс и сейчас, вместе с другими детьми, участвует в проекте "Время перемен".

Коммуникативная группа - это открытое и комфортное пространство для общения детей с аутизмом со своими одноклассниками.

132480237_942913846244618_67055129338725

25 декабря 2020

 

Чтобы научиться общаться, детям с аутизмом нужно много помощи – совместно с учителями и тьюторами они учатся социально приемлемым правилам поведения, навыкам просьбы, ожидания, базовым навыком поведения в ситуациях приветствия и знакомства и обобщают их вместе со сверстниками в рамках коммуникативной группы.

Взаимодействие с родителями в проекте

136676438_952196398649696_38845403694447

08 января 2021

 

Родители и другие члены семей, воспитывающих детей с РАС из целевой группы проекта «Время перемен» являются важными участниками обучающего процесса.

После прихода в нашу жизнь covid-19 нашим детям и педагогом пришлось учиться существовать в новой реальности дистанционного обучения.

137514022_954236548445681_54980583993678

11 января 2021

 

Дети с РАС очень нуждаются в живом общении со сверстниками и педагогами, ведь основной их дефицит лежит в сфере общения и социального взаимодействия, которому невозможно научиться, сидя дома. Но ситуации бывают разные.

Возможность выхода в общеобразовательные классы и взаимодействие с нормотипичными сверстниками в процессе урока являются важной составляющей процесса социальной адаптации детей с РАС.

140248446_959088277960508_30488031057346

20 января 2021

 

Все дети с РАС, обучающиеся в ресурсных классах, являются учениками соответствующих общеобразовательных классов.

Инклюзивная коммуникативная группа

149543493_972097399992929_80670749503185

11 февраля 2021

 

Чтобы поговорить об инклюзивной коммуникативной группе мы обратились к одному из вдохновителей и создателей таких групп в нашей школе - Марии Александровне, учителю ресурсного класса ГБОУ №1367.

Самостоятельно обучаюсь – наша цель

161705108_992401044629231_71655222557127

17 марта 2021

 

Интервью с одним из супервизоров проекта "Время перемен" - Натальей Иншаковой, ВСаВА

Навыки резки – базовые для освоения кулинарии

166066648_999836313885704_83719627592536

29 марта 2021

 

Казалось бы, что тут особо сложного – бери нож и режь! Но для ребенка с аутизмом это не так очевидно. Ведь яблоко круглое, а огурец длинный. Помидор мнется и выделяет много сока, банан вязкий, а хлеб крошится. Разные формы, разные текстуры. Где-то надо отрезать хвостик, где-то удалить семечки. Что-то режется дольками, что-то ломтиками, а что-то кубиками.

Социально-бытовые навыки в школе для учащихся с РАС 

167539739_1001769067025762_4301818838138

01 апреля 2021

 

Сегодня мы беседуем с экспертом по развитию социально-бытовых навыков Гончаренко Марией. Что относится к данному виду навыков? Почему учащимся с РАС так важно работать над социально-бытовыми навыками? Какие могут существовать трудности в их освоении?

Каким социально-бытовым навыкам обучаются дети в рамках проекта «Время перемен»?

170287191_1006527936549875_1209931136586

08 апреля 2021

 

Мы уже писали про достижения детей в области кулинарии. Помимо приготовления пищи дети с РАС осваивают и другие базовые навыки, необходимые для будущего самостоятельного проживания

Как организовать группу по адаптивной физкультуре для детей с РАС в общеобразовательной школе?

Снимок экрана 2021-04-19 в 15.28.26.jpg

17 апреля 2021

 

17 апреля 2021 года состоялся второй вебинар в рамках проекта «Время перемен» - "Группа "Адаптивная физкультура» для детей с РАС в общеобразовательной школе". Вместе с Владимиром Акимушкиным, учителем физкультуры и тренером по тхэквондо мы обсудили рекомендации по организации группы, структура занятий, какие инструменты можно использовать для вовлечения детей с РАС в процесс (индивидуальные поощрения, визуальные подсказки и т.д.), практические примеры по работе над развитием отдельных навыков. 

Каким социально-бытовым навыкам обучаются дети в рамках проекта «Время перемен»?

170287191_1006527936549875_1209931136586

08 апреля 2021

 

Каким социально-бытовым навыкам обучаются дети в рамках проекта «Время перемен»?

Изменения под контролем

Как снизить тревожность у детей с РАС в условиях школы?

Вебинар ВП 1.png

28 апреля 2021

 

3 марта 2021 года состоялся первый вебинар в рамках проекта «Время перемен» - «Изменения под контролем – как снизить тревожность у детей с РАС в условиях школы. Обсуждаем реальный кейс». Вместе с Татьяной Овсянниковой, куратором ресурсных классов для детей с РАС и специалистом по прикладному анализу поведения, на примере реального кейса в рамках проекта мы рассмотрели нюансы, связанные с так называемой «проблемой переходов».

Переходы/Transitions 

Как снизить тревожность у детей с РАС в условиях школы?

177871634_1018721931997142_5675002172709

28 апреля 2021

 

Переход – это изменение. Новая ситуация, в которую может попасть каждый человек. К примеру, поездка за границу. Где вы не знаете язык, обычаи и пр. В такой ситуации мы не знаем, мы не понимаем, что же делать? Как вести себя? Конечно, во взрослом возрасте у нас вырабатываются необходимые ресурсы поддержки, и мы научаемся с этим справляться. Но детям, тем более детям с РАС, понизить свой уровень тревожности бывает самостоятельно очень сложно. Дети с РАС часто обнаруживают неприятие каких-либо изменений в своей жизни и окружающей обстановке, иногда изменения и переходы пугают их вплоть до состояния паники. Это связано с нарушением подвижности психических процессов, когнитивной негибкостью. Как помочь им? Как выработать адаптивные способы реагирования?

Личные границы (personal space)

182950391_1024154668120535_6424602835253

07 мая 2021

 

Понимание концепции личного пространства и необходимости соблюдения личных границ является одним из важных социальных навыков, которым необходимо обучать детей с РАС.

С чего начать работу с ребенком, какие цели поставить, какими инструментами поддержки воспользоваться, мы обсуждали 21 апреля на вебинаре «Формирование навыков социального взаимодействия: обучение навыкам соблюдения личных границ и безопасности взаимодействия» вместе с Дзерассой Гояевой (поведенческий аналитик, психолог, куратор ресурсных классов для детей с РАС).

Проведение итоговой диагностики детей с РАС целевой группы проекта

186558719_1030269700842365_1630567567103739308_n.jpg

17 мая 2021

 

Специалисты ресурсных классов под руководством кураторов проекта начали проведение итоговой диагностики текущего уровня развития социальных, коммуникативных и учебных навыков детей и произошедших с начала учебного года изменений.

Индивидуальная система самостоятельной работы

187150354_1030658217470180_9099692223119385232_n.jpg

18 мая 2021

 

Одной из важных задач, поставленных в рамках проекта "Время перемен" и необходимых для повышения уровня социальной адаптации у детей с РАС, является обучение детей навыком самостоятельной деятельности, в том числе учебной.

Именно этой теме был посвящен специальный дополнительный тренинг тьюторов "Индивидуальная система самостоятельной работы", проведенный 13 мая одним из супервизоров проекта "Время перемен" - Натальей Иншаковой, BCaBA.

Переходы/Transitions 
Как снизить тревожность у детей с РАС в условиях школы? Описание кейса

191433750_1037083996827602_7836011372291901673_n.jpg

28 мая 2021

 

Сегодня мы публикуем подробное описание методического кейса из практики проекта «Время перемен».

В его рамках вы можете увидеть одну из возможных проблем, возникающих у детей с РАС в области социального взаимодействия – проблема «переходов» и как специалисты ресурсной зоны в общеобразовательной школе справляются с ее решением, опираясь на научно обоснованные методы, такие как прикладной анализ поведения.

Мы выражаем огромную благодарность всей команде ресурсного класса - тьюторам, учителю ресурсного класса, а также куратору и супервизору класса, под руководством которых был пройден весь этот нелегкий для ученика с РАС путь.

Завершение учебного года 2020-2021

192526909_1038149976721004_8356251800077947145_n.jpg

30 мая 2021

 

Вот и поставлена финальная точка в школьных занятиях учебного года 2020-21. В последний день занятий все мысли уже о предстоящих каникулах – дети сделали творческие работы, посвященные лету.

Коммуникативная группа

194475525_1040091929860142_8401139272439553280_n.png

02 июня 2021

 

На прошедшем 22 апреля вебинаре «Коммуникативная группа: трансформация и опыт организации на базе общеобразовательной школы» вместе с учителем ресурсного класса, педагогом- дефектологом Марией Катаевой мы подробно разобрали вопросы организации коммуникативных групп для детей с аутизмом и сопутствующими нарушениями: формат группы, структуру занятий, задачи педагога, стратегию обучения.

Итоговые консультации родителей

206218730_1056944654841536_7589989348925654553_n.jpg

10 июня 2021

 

На последней неделе мая в рамках проекта «Время перемен» прошли итоговые встречи родителей учеников с РАС и специалистов проекта (кураторов и супервизоров) при участии учителей ресурсных классов.

На встречах был подведен итог реализации индивидуальных учебных планов детей, а также итоги реализации поведенческих планов. Родители получили рекомендации по работе с детьми в период летних каникул, а также примеры заданий для организации творческого досуга детей.

Итоги диагностики детей целевой группы

206227305_1056952851507383_586352078899125475_n.jpg

30 июня 2021

 

В начале учебного года всем детям с РАС целевой группы проекта "Время перемен" была проведена диагностика стартового уровня развития социальных, коммуникативных и академических навыков.

 

По окончанию учебного года, в течение которого реализовывался проект «Время перемен», детям целевой группы проекта была проведена повторная диагностика.

Результаты проекта глазами родителей детей с РАС

206147601_1056933541509314_7958636838874112233_n.jpg

30 июня 2021

 

Десять месяцев назад, начиная проект «Время перемен», мы в АНО "Учимся вместе" поставили основной целью повышение качества жизни детей с РАС и их семей. Сейчас, когда проект подошел к своему завершению, мы провели опрос родителей детей с РАС целевой группы о его результатах.